Реклама

Проблемы национального рынка туризма

Проблемы, которые существуют на сегодня в области туризма Украины, являются краеугольным камнем всей работы, поэтому к их выяснению следует подходить очень внимательно. Для выявления проблем украинского туризма будет целесообразно рассмотреть состояние этой области на мировом рынке и сравнить его с ситуацией в Украине. Именно таким путем, но учитывая особенности и специфические черты нашей страны, можно раскрыть всю глубинность ведущих проблем области.

Характерной особенностью конца ХХ столетия стал бушующее развитие туризма - наиболее демократической и интернациональной сферы общественной деятельности. Мощный импульс к тому был дан на Первой всемирной конференции "Туризм как влиятельная сила сохранения мира" (1988 г. Ванкувер), где впервые прозвучал призыв к распространению и пропаганды туризма как гаранта мира и безопасности , который влияет на граждан разных стран, их экономику, культурное наследство, традиции, религию и ремесло.

Вместе с тем туризм является одной из самых прибыльных областей мировой экономики и по своей экономической отдаче вышел на ведущие позиции: на него приходится около 10% выработанного в мире валового продукта и близко 30% мировой торговли услугами. Количество международных туристических странствий постоянно возрастает (с 25 млн. в 1950 г. до 675 млн. в 2003 г. ), соответственно доходы от отельно-туристических услуг также будут повышаться ускоренными темпами и могут возрасти от 445 млрд. долл. в 2003 г. к приблизительно 2 трлн. долл. в 2020 г. (за предположениями). По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует больше 800 млн. человек. Примечательным является то, что более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений национального бюджета, а в 70 - одной из трех статей. Например, в Испании частица прибыли от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет 35 %, на Кипре и в Панаме - свыше 50 %, на Гаити - более чем 70 %.

На фоне бушующего развития мирового туризма закономерно стоит вопрос о роли Украины на мировом рынке туристических услуг. Следует отметить, что объективно она имеет все предпосылки для интенсивного развития внутреннего и иностранного туризма: особенности географического положения и рельефа, благоприятный климат, богатство естественного, историко-культурного и туристическо - рекреационного потенциалов. Но, к сожалению, не всё является таким безоблачным. На фоне мирового туризма, который набирает мощность фантастически быстрыми темпами, Украина выглядит довольно скромно. На сегодня украинские граждане являются своеобразными инвесторами зарубежных стран. Туризм, по расчетам специалистов, лишь в виде налогов мог бы каждый год приносить в государственную казну до 4 млрд. долл.

Безусловно, причины такого положения надо искать в сложной социально-экономической ситуации в государстве, в неотрегулированности механизмов стимулирования туристической индустрии, отсутствия эффективной стратегии развития этой области как на национальном , так и региональном уровнях. Но проблема является значительно более широкой. Вопрос касается, наверное, не только туристической области Украины, а вообще путей привлечения стран с переходной экономикой (к которым относится и Украина) к могущественным интеграционным процессам и конкурентоспособности таких экономик на мировом рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4