Афон. От мифа к истории
«Помни всякий брат,
Что мы были, как вы
А вы будете, как мы».
Над усыпальницей строится небольшая церковь для богослужения по субботам и в дни церковных поминовений. Писатель Б. Зайцев, проведший на Афоне семнадцать дней, приводит в своих воспоминаниях выдержку из письма одного святогорца. Письмо афонского инока дает исчерпывающее представление об акте погребения на Святой Горе: « Кто отходит, над почившим, по омовении тела до погребения, читают псалтырь. Почивший до того времени лежит на полу, в больничной церкви, обвитый мантией, но без гроба, потому что на Востоке, в рассуждении мертвых, держится Новозаветная церковь Ветхозаветского правила и придает тела земле самым буквальным образом. При погребении, по последнем целовании, весь сбор иеромонахов, вместе с игуменом, окружают почившего, и игумен прочитывает разрешительную над ним молитву, после которой почивший троекратно от собора благословляется, с пением «вечная твоя память». Когда таким образом кончится похоронный чин, игумен краткой речью приглашает все братство простить почившего собрата, если кого, как человек, он оскорбил чем нибудь в жизни своей. Троекратное «Бог да простит» бывает ответом. Затем тело выносятся. Когда доходят до ниши с изображением св. Пантелеимон за монастырскими воротами, возглашают ектению о покое и блаженстве усопшего, то же и на половине пути до кладбища. Когда тело опущено в землю, особенно заботятся о сохранении головы, сбоку ее обкладывают камнями, сверху покрывают каменной плитой. Прах крестообразно обливается елеем с водой из неугасаемой лампады с ликом св. Первоверховных Апостолов, имени которых посвящена кладбищенская церковь. Когда тело зарыто, игумен предлагает помолиться за усопшего. Один из братии берет четки, молится в слух: «Успокой, Господи, душу усопшего раба Твоего», и сто поясных поклонов с этой молитвой бывают началом келейного поминовения. Не отходя от могилы, игумен заповедует в течении сорока дней продолжать начатый канон, т.е. каждый день по 100 поклонов с молитвой об упокое усопшего.
Тысячелетний запрет.
Очень часто монахи среди причин, побудивших их обратиться к подвижничеству, указывают на желание оградить собственную душу от соблазнов и прелестей суетного мира, а больше всего от величайшего мирского соблазна – женщины. Еще древние подвижники Афона установили в своих уставах ограничения: «не допускать в ограду монастырей безбородых юношей, свежестью лица и голосом напоминающих соблазнительный лик женщины».
В дальнейшем ограничения стали еще более строгими. Афонские монахи потребовали удаления с глаз даже самок животных и всего, что так или иначе может напомнить о женщине. Вот уже тысячу лет на Афон не ступала женская нога. Только два раза нарушался этот запрет: во время турецкого владычества и недавно, в ходе гражданской войны (1946-1949 г.г.), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.
Что же касается монахов, то они не стригут своих волос, но и не распускают их по плечам и спине, «дабы не подать «слабейшим» из иноков повода к соблазнительным помыслам».
|