Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений
Изменения в пространственной организации территории Казахстана во многом будут завесить от экономических успехов Китая, от темпов роста товарооборота между нашими странами, от успешного решения общих для наших стран экологических и других проблем. А это в свою очередь определяется количественными и качественными сдвигами в размещение производительных сил в самой КНР, в частности в приграничных территориях.
В период с 2000 года по настоящее время, экономическое сотрудничество КНР с Республикой Казахстан переходит на качественно новый уровень. Последние два периода экономического сотрудничества предопределили формирование стратегического преимущества КНР, обусловленное значительным наращиванием экспортного потенциала КНР и высокой его платежеспособностью. В 2003 году ВВП СУАР КНР составил 185 млрд. юаней (более 23 млдр долл. США), против 30 млрд. долл. США в Казахстане, а темпы роста достигли 10,8 %[1]. Также следует исходить из того, что к 2015 году ВВП Китая предположительно удвоится по сравнению с 2000 годов и приблизится к 20 трл. американских долларов. З пределами 2015 года экономическое влияние Китая не только на Казахстан, но и другие страны, безусловно, усилится.
Для определения степени влияния КНР на процессы пространственной организации территории в нашей стране, в частности на приграничные районы, необходимо выделить ключевые проблемы приграничных с Казахстаном территорий КНР, их специализацию и стратегию внешнеэкономических связей.
С точки зрения Концепции мегапроекта «D-50»[2] отмечается, что Китай, несомненно, является одним из основных союзников Казахстана в реализации мегапроекта, поскольку:
1) проект выгоден с экономической точки зрения;
2) участие в проекте оправдывает предпринимаемые Китаем меры по развитию западных районов, граничащих с Казахстаном;
3) бурное развитие Западного Китая обеспечивает формирование мощного грузопотока, транзит которого наиболее удобен через территорию приграничного Казахстана;
4) существует прямая зависимость успешной реализации планов индустриального развития Китая от поставок казахстанского энергетического сырья;
5) реализованные проекты и среднесрочные планы Китая по развитию национальной транспортной инфраструктуры имеют широтное направление и ориентированы, в основном на Казахстан;
6) в Китае в настоящее время реализуются крупные государственные программы по полномасштабной модернизации транспортной инфраструктуры.
Разумеется, эти аргументы достаточно убедительны, но Китай рассматривает проекты выхода железнодорожным транспортом на территорию стран Центральной Азии. Так, в средствах массовой информации КНР поднимался вопрос о строительстве железной дороги из Синьцзянского города Аксу в киргизский город Ош, а через него в Ташкент. В китайских СМИ появлялись сообщения о начале строительства этой железной дороги. Экономический и технический потенциал КНР не исключает возможность реализации такого проекта. При его реализации Китай минуя Казахстан через Киргизию, Узбекистан и Туркмению может выйти в бассейн Каспийского моря, а также через Узбекистан и Иран в персидский залив, и Южную Азию (Пакистан, Индия), что для Китая весьма выгодно. А если учесть наличие автомобильных дорог в Киргизию и Таджикистан, то появляется возможность развития экономической интеграции КНР со странами Центральной Азии. При этом значительная часть грузопотока из центральноазиатского региона и его соседей пройдет, минуя Казахстан. Не менее амбициозным является также проект строительства железной дороги непосредственно из Синьцзяна в Россию через узкий участок китайско-российской границы, протяженностью более 30 км, расположенного между Казахстаном и Монголией. Эта дорога могла бы соединить Северный Синьцзян с транссибирской магистралью. Это только проект, также освещенный на страницах китайских СМИ, однако, если он будет реализован, то в корне изменит для Казахстана ситуацию с транзитом грузов через нашу территорию. Все это свидетельствует, что проект Концепции мегапроекта «D-50» не до конца продуманна и недостаточно аргументирована.
Еще одной проблемой которая в прогнозный период может обостриться является проблема использования водных ресурсов трансграничных рек Или, Иртыш и других более мелких 30 водотоков. Сток из КНР составляет около 30% суммарного стока из-за рубежа. КНР намерен использовать водные ресурсы более чем 30 рек, вытекающих из Китая в Казахстан. Ключевое значение имеют реки Алаколь, Или и Иртыш. Так, Балхаш-Алакольский гидроузел Казахстана связан с Китаем. 54% притока озера Балхаш зависят от Китая. Более 50% суммарного объема поверхностных вод Балхаша формируется в бассейне реки Или, большая их часть приходит с территории КНР. По сравнению с 1980-ми годами годовой сток реки Или уже значительно уменьшился (с 17,8 до 12,7 куб.км. в год), и если Китай увеличит водозабор со своей территории еще на 10-15%, озеро начнет высыхать.