Введение
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств — основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг .
Туризм - явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.
А это сложный и многогранный процесс, в основе которого лежат наука и искусство. С учетом этого и строится содержание данного учебного пособия.
Размышления о том, что такое туристский менеджмент, в конечном счете сводятся к одной из важнейших функций менеджмента — мотивации путешествия. Почему люди отправляются в путешествия? Что они ищут во время отпуска? Какие факторы влияют на предложение туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют одинаковые представления об отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия и потребности в нем стабильными или же они изменяются? Можно задать еще много вопросов, так или иначе связанных с менеджментом в туристской индустрии.
На развитие менеджмента в туризме во все времена оказывали влияние экономические, социальные и технико-технологические, а также факторы культуры и изменение личностных ценностей. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути. Именно поэтому путешествия должны быть обеспечены покупательской способностью. С другой стороны, путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого необходимыми денежными средствами. Это следует понимать так:
без доходов, которые дает развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма, а следовательно, и нет предмета управления.
Кроме экономических, в туризме очень важны и социальные факторы. Как известно, в Конституции :законодательно закреплено право каждого гражданина на
отдых, а чтобы это право реализовать, необходимо решить ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги, организация ночлега, питания, проживания и многое другое — все то, чем пользуется потребитель туристских услуг на определенной территории. Речь идет о создании соответствующей туристской инфраструктуры, которую мы определяем как туристский продукт. Поскольку есть,, туристское место как конечная цель путешествия или туристский
продукт, пользующийся спросом у населения, то следует признать, что слагаемые туристского продукта требуют управления ими, т.е. совокупность технических средств и технологий, используемых при формировании туристского продукта, и составляет группу технико-технологических факторов.
Факторы культуры и изменение личностных ценностей туристов играют первостепенную роль в системе управления туризмом. Туризм нельзя рассматривать изолированно от общего развития человечества. Подтверждением этого положения служит, раздел менеджмента «Теория систем», объяснявший весь комплекс взаимосвязей составных элементов туристской индустрии, т.е. при системном подходе понятие «туризм» рассматривается. как совокупность элементов, имеющая конечную цель, входные параметры, связь с внешней и внутренней средой и обратную связь. Это значит, что все составляющие находятся в определенных отношениях и связях друг с другом, которые и образуют (формируют) целостность и единство системы туризма.