ГИС и спутниковые технологии
C развитием высоких технологий в нашем быту происходят стремительные перемены. Кто десять-пятнадцать лет назад мог предположить, что мобильная связь станет общедоступной?
А как вам понравится вместо атласа автомобильных дорог электронный планшет, в котором не только имеются карты или планы местности в любом масштабе, но и указываются ваши местоположение и направление движения? С его помощью можно определить, как лучше добраться до интересующего «адреса» (детализация - вплоть до поэтажного плана здания), получить информацию о проводимых дорожных работах и т. п. Думаете, фантастика? Ничуть!
Например, для английских автомобилистов такие электронные атласы стали уже привычными. Придумываются сотни новых применений для навигационных приемников. Куда их только не пытаются встроить! Практически все известные автомобилестроители комплектуют ими свои машины.
Сегодня работают две спутниковые системы - американская Navstar (Navigation System using Timing And Ranging), больше известная нам как GPS (Global Positioning System), и отечественная «ГЛОНАСС». Принципы их работы во многом схожи. Главная задача спутников, входящих в состав этих систем, заключается в постоянной передаче сигналов, которые принимают наземные (авиационные, корабельные, автомобильные, ручные и т. д.) приемники. Системы построены так, что приемник одновременно «видит» несколько спутников. Сравнивая задержки в приходе сигналов от разных спутников, приемник вычисляет расстояние от себя до них, а затем решает систему уравнений, чтобы определить свои координаты. Просто и красиво!
Возникает вопрос: «Ну и что с этими координатами буду делать? Удовлетворять свое любопытство? Неужели я без спутников дорогу домой не найду?»
Никто и не утверждает, что навигационные приемники нужны всем и всегда . Спутниковая навигация требуется тем областям, в которых без знания координат не обойтись, - авиации, морскому и автомобильному транспорту, диспетчерским и геоинформационным системам, проектированию и строительству, службам спасения, туризму, охоте, рыбалке и т. д.
Имея навигационный приемник, можно с точностью до нескольких метров определять свои координаты, скорость перемещения и направление движения. В сочетании с электронной картой местности (ГИС) и средствами мобильной связи получается мощнейший инструмент для построения диспетчерских систем. Первыми из гражданских пользователей возможности спутниковой навигации оценили банкиры: были созданы системы слежения за перевозкой денежных ценностей. Диспетчер банка видит на мониторе всю картину - на какой улице и возле какого дома находится автомобиль инкассации, куда движется, есть ли проблемы у экипажа и т.д. Аналогичные системы разворачиваются для «экстренных» служб, туристических операторов экстремального туризма за рубежом.
На территории России такие технологии применять ЗАПРЕЩЕНО!
Дело в том, что по Российском законодательству к государственной тайне отнесены сведения о координатах с точностью 30 м и лучше. Координаты с точностью от 30 до 100 м отнесены к сведениям ограниченного распространения, доступным лишь представителям федеральных органов государственной власти. Точность же бытовых навигационных приемников, как правило, не хуже 50 м, а при продолжительном пребывании в одной точке они способны определить координаты с точностью до 10 м. Отсюда вывод - без соответствующих разрешений пользоваться навигационными приемниками противозаконно, но разрешение может получить только организация имеющая лицензию на право ведения топографической деятельности на территории РФ.
Зачем такая лицензия туроператору? Таким образом до цивилизованного бизнеса в этой сфере у нас еще очень далеко.
В очевидном проигрыше оказываются все - потребители, которые лишаются удобного инструмента для бизнеса и отдыха, продавцы и производители, чьи доходы могли быть куда более высокими, Военно-космические силы, с трудом поддерживающие работу «ГЛОНАСС», и бюджет, теряющий дополнительные средства с навигационного рынка.