Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга
Референтная группа — это любая совокупность людей, влияющая на позицию, занимаемую человеком, и его поведение.
Таких групп, формальных и неформальных, насчитывается великое множество. Некоторые, называемые первичными, невелики и однородны, чтобы все их члены общались друг с другом (например, семья, индивидуальный круг общения, сослуживцы).
Членам референтных групп свойственно стремление к унификации своего образа жизни, в том числе и в приобретении туристических услуг. Понятно, у молодежи это стремление выражено более ярко, чем у людей с определенным жизненным опытом. Она склонна быстро реагировать на "мнение лидера" в своей неформальной группе, как, впрочем, и быстро "свергать" его с пьедестала.
Человек принадлежит ко многим референтным группам. Его позиция в каждой из них может быть определена ролью и статусом.
Знание личностных факторов имеет исключительное значение для туристической деятельности. Это связано с тем, что они оказывают влияние на:
· вид предлагаемых услуг;
· выбор мест их приобретения;
· возможный размер цены, которую потребитель готов уплатить за предоставленные услуги;
· способы, при помощи которых можно повлиять на клиента и склонить его на свою сторону.
Среди наиболее значимых личностных факторов обычно выделяют следующие:
· возраст и этап жизненного цикла;
· род деятельности;
· образование;
· экономическое положение;
· тип личности и самомнение;
· образ жизни.
На протяжении своей жизни один и тот же человек меняет свои вкусы, желания, ценности и общее поведение. Естественно, что эти изменения отражаются на покупательском поведении. Поскольку человека окружает семья, целесообразно весь его жизненный цикл разделить на этапы, с учетом изменений в семейном кругу. Выделим 8 таких этапов (таб. 2.).
Таб. 2. Этапы жизненного цикла человека
Этап жизненного цикла | Характеристика
|
Незамужний, холостяцкий период |
Молодые, отдельно живущие люди |
Недавно созданные семьи |
Молодожены без детей |
Полная семья, 1-я стадия |
Молодые супружеские пары с маленькими детьми до 6 лет |
Полная семья, 2-я стадия |
Молодые супружеские пары с детьми до 6 и более лет |
Полная семья, 3-я стадия |
Супружеские пары, живущие вместе с несовершеннолетними детьми |
"Пустое гнездо ", 1-я стадия |
Пожилые супружеские пары, с которыми не живут дети, работающие |
"Пустое гнездо ", 2-я стадия |
Пожилые супружеские пары, с которыми не живут дети, на пенсии |
Престарелые одиночки |
Вдовствующие лица, с которыми не живут дети |
Для эффективной организации маркетинговой деятельности необходимо учитывать не только почему (мотивы), но и как (процесс покупки) потребитель принимает решение в отношении туристического продукта.