ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
По уровню насыщения:
- равновесный туристский рынок;
- дефицитный,
- избыточный.
По степени зрелости:
- неразвитый,
- развитый,
- формирующийся.
По соответствию действующему законодательству:
- легальный,
- нелегальный (чёрный, серый).
По степени ограниченности конкуренции:
- свободный,
- монополистический,
- олигополистический,
- смешанный.
По ассортименту туристских продуктов:
- замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);
- насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;
- туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;
- смешанный туристский рынок, где имеются разнообразные туристские продукты, не связанные между собой.
Как и у любой самостоятельной системы или подсистемы, у туристского рынка существует своя инфраструктура. Инфраструктура туристского рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными функциями инфраструктуры являются:
- обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений в туризме;
- облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.
Основные элементы инфраструктуры туристского рынка:
- туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например Лондонская, Берлинская или Московская «Путешествия и туризм»);
- туристские ярмарки, workshops, выставки регионального или местного уровня и другие организационные формы посредничества;
- система кредитных карт «путешествий и увеселений»;
- система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и её организационно-правовые формы;
- негосударственные центры содействия занятости в туризме;
- информационные технологии в туризме (Интернет-технологии) и средства деловой коммуникации;
- система налоговых льгот в туризме;
- формы и виды страхования туристских рисков;
- специальные рекламно-информационные агентства, центы и СМИ («Турбизнес», «Туринфо» и др.);
- добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых кругов по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA, ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ, РАТА и др.;
- система таможенных льгот в туризме;
- профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля.
В силу того, что все рынки, несмотря на их явное различие, имеют общую экономическую сущность, а туристский рынок представляет собой своеобразный сегмент рыночной структуры более высокого уровня, поэтому, разработанная общей экономической теорией модель функционирования рыночного механизма, применима и к туристскому рынку.
Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:
- механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;
- механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей;
Две отмеченные стороны рыночного механизма присущи механизму туристского рынка. Причем механизм спроса и предложения, и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит инструментом, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, а во втором конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.
В основе функционирования механизма туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и т.п. Они реализуются через различные цены туристского продукта: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие.
Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры. Последняя может изменяться под влиянием множества факторов. Исключительно важную роль при этом играет определённое соотношение между спросом и предложением. Очень часто оно может предопределить судьбу субъектов туристского рынка.