Достижения в сфере архитектуры, изобразительного искусства, музыки
Архитектура.
Ряд выдающихся архитекторов появились в Норвегии после Второй мировой войны, и эти деятели сохраняли передовые позиции в архитектуре Норвегии до конца столетия. Большинство из них уже закончили свою деятельность, но на смену им пришло новое поколение, которое добивается признания не только в своей стране, но и за рубежом.
Работы архитектора Сверре Фена оказали влияние на несколько поколений норвежских архитекторов и получили международное признание. Сверре Фен(родился в 1924 г.) получил архитектурное образование сразу вскоре после Второй мировой войны и сразу же стал ведущим норвежским архитектором своего поколения. В возрасте 34 лет Фен получил международное признание за свой проект Норвежского павильона на Брюссельской всемирной выставке 1958 г. В 1960-х он создал две работы, которые стали вехами в его карьере: Скандинавский павильон на Венецианском Бьеннале и Музей Хедмарк в Хамаре, Норвегия. Музей – главная работа Фена. Он ознаменовал переход от чистого модернизма к созданной самим Феном более индивидуальной архитектуре. В последние годы Фен спроектировал ряд музеев в Норвегии, получивших широкое признание: Норвежский музей ледников (1991) в Фьерланде, Центр Аукруста (1996) в Альвдале, Центр Ивара Осена (2000) в Эрста и Норвежский музей фотографии (2001) в Хортене.
Фен создал проекты ряда замечательных частных домов, включая Виллу Буск, которая была официально провозглашена достопримечательностью вскоре после завершения ее строительства в Бамбле, Норвегия, в 1990 г.
Мировую известность архитектор получил в 1997 г., когда был награжден Архитектурной премией Прицкер и Золотой Медалью Хейнриха Тессенау. Его концептуальный дар дополняется превосходными чертежными навыками и уникальными и поэтическими способностями самовыражения. Фен был профессором Школы архитектуры в Осло в период с 1975 по 1995 гг. и является почетным членом норвежских, финских, шотландских, британских и американских архитектурных ассоциаций и институтов, а также Королевских академий в Копенгагене и Стокгольме. В 1993 году он получил Золотую медаль Французской Академии Архитектуры и в 2001 стал первым, кто получил медаль Гроша - награду, учрежденную в память о первом крупном норвежском архитекторе. Сверре Фен стал лауреатом Королевского Норвежского Ордена Св. Олава.
Самая последняя работа Фена – Норвежский музей архитектуры, который открылся в Осло весной 2007 г. Музей расположился в выполненном в классическом стиле здании банка 1830 г., которое было реконструировано и к которому был добавлен отдельный выставочный павильон.
В число молодых архитекторов, заслуживающих внимание, входят: Ивар Лунде и Мортен Лёвсет за их Норвежский Музей Нефти в Ставангере и Библиотеку в Тёнсберге ; Кристин Ярмунд и его офисные здания Норвежской Метрологии и Услуг Аккредитования в Кьеллере и Школа Гюльскоген в Драммене; Лунд Хагем за здания Норвежского Института Изучения Урожая в Улленсванге (1999); Стейн Халворсен и Кристиан Сандби и его здание Самедигги (саамский парламент) в Карасйоке (2000); Ярмунд и Вигснес за здание Береговой Патрульной Службы Квитой; Рейульф Рамстад за Университетский Колледж Эстфольд в Халдене (2004);Карл-Вигго Хёльмебакк за морг в Крематории Аскер и Ян Олав Йенсен и Бёрре Скодвин за Церковь Мортенсруд в Осло.
Одним из крупных архитектурных событий в последние годы было открытие нового международного аэропорта Осло «Гардермуэн». Здания терминалов из дерева, камня и стекла имеют строгий, открытый дизайн и утонченную деталировку. Этот светлый и просторный аэропорт радушно встречает всех путешественников, прилетающих в Осло.
Изобразительное искусство.
Гордость норвежской живописи и графики - ЭДВАРД МУНК. Его полотна стоят в ряду наиболее дорогостоящих произведений искусства двадцатого века. Творчество художника отмечено тоской, одиночеством, ревностью и одержимостью смертью, и в целом посвящены психологическим аспектам существования человека.
Эдвард Мунк - выдающийся художник, один из основоположников экспрессионизма "Никто до него не писал такого одинокого человека в пейзаже и такого одинокого человека на улице. Сочетание безусловного реализма с полной таинственностью. Во всех “мунковских” холстах присутствует тайна. Причем важно, что с нами не играют, с нами делятся: автор тоже не знает разгадки и ответа. Отсюда — восторг и трепет. Мунку было всего двадцать пять, когда он записал в дневнике: "Перед моими картинами люди снимут шляпы, как в церкви".
Наиболее известные произведения — "Крик", "Мадонна", "Больной ребенок".
Отдельно учрежден музей Э. Мунка. В музее, который целиком посвящен работам самого известного художника Норвегии, демонстрируется более 1000 картин. Здесь выставлены также скульптуры, наброски и ранние зарисовки, которые помогают понять мотивы художника и развитие его художественного таланта на протяжении всей творческой карьеры.