Закономерности функционирования туристского рынка. Особенности их проявления
Туристский кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений и видов туризма.
Сезонные колебания также влияют на туристский спрос. неравномерность туристского потока оценивается через соответствующий коэффициент (Кн):
Где Нмакс – число ночевок в месяц максимального туристского потока;
Нсм – среднемесячное число ночевок.
Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле: ,
Где Нк – число ночевок (человеко-дней);
Ркм – число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).
Безубыточность функционирования гостиничного предприятия определяется по критической точке равенства доходов и расходов (Ккт):
Где Рп – средние условно-постоянные расходы на 1 место;
Цт – тариф на 1 ночевку 1 человека;
Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.
Функционирование предприятия с прибылью возможно, если КвКкт. Туристские операторы и оптовые турагенства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристские услуги на мировом и на внутреннем рынках. Разность между этими ценами составляет маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Туристские агентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок.