Въездной туризм
Наиболее перспективное направление, также является одним из наиболее проблемных.
Одна из главных проблем – неблагоприятный образ России как страны, где нет гарантий безопасности туристов, процветает терроризм, идет война, постоянно холодно и пр. Во многом такой образ на протяжении многих лет создается российскими телеканалами, вещающими за рубежом, а также местными СМИ. Намечается приятная тенденция – высшее руководство страны, правительство Санкт-Петербурга наконец-то обратили внимание на создание положительного имиджа России и Петербурга за рубежом. Ведется подготовка к открытию специального российского телеканала. Однако неизвестно, какой образ России высшее руководство страны считает привлекательным, и совпадает ли его мнение с мнением потенциальных гостей нашей страны.
Не лучшим образом сказывается на въездном потоке визовая политика страны. Необходимо упростить и ускорить выдачу российских виз, сделать ее более дешевой для экономически развитых стран. Также негативно сказывается процедура регистрации.
Количественно-качественный состав гостиничных номеров до сих пор является сдерживающим фактором притока туристов (см заполняемость гостиниц в приложении 4,5). Следует заметить, что В 2003-2005 гг. в городе открылось 9 больших (св. 150 номеров) гостиниц на 1 624 номера (3 157 мест). Гостиничное строительство стало столь ликвидным инвестиционным направлением, что даже при наличии средств реализовать проект не так-то просто, прежде всего с точки зрения хорошего землеотвода. Однако в условиях, когда формально взят курс на развитие частной собственности на землю, а с другой стороны, главным рычагом развития этого рынка является административный ресурс, последний во многом является фактором, препятствующим инвестиционным намерениям.
Огромным шагом вперед является Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра. Она разработана ведущей международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG) в тесном контакте с отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, принятая в 2005 году. В основе Программы лежит стратегия «5x5x5», что означает войти в пятерку крупнейших европейских туристических городов – через 5 лет ежегодно принимать 5 млн. туристов. Эти изменения должны увеличить приток туристов в 1,5 раза, приносить ежегодно дополнительно 200-250 млн. долларов в городской бюджет и создать не менее 50 тысяч рабочих мест в туристской индустрии и в смежных отраслях. В рамках программы предусмотрено создание «Агентства Городского Маркетинга», разработка маркетинговой стратегии города, организация сбора и анализа туристской статистики, развитие аэропорта, увеличение номерного фонда гостиниц, модернизация музеев, повышение эффективности их использования, развитие транспортного сообщения, обеспечение информационной поддержки туристов, повышение безопасности пребывания туристов в городе, упрощение визового режима, создание Конвенционного Бюро, организация ежегодных событий, способных привлекать туристов в течение года, техническая модернизация пригородов, меры по благоустройству города и многое другое. Объем финансирования программы составит 120-240 млн.долл. ежегодно, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Итоговый результат программы развития туризма, по прогнозам BCG, составит около 1 млрд. долл. Рекомендуемый имидж брэнда объединяет два варианта – «Гений чистой красоты» - как основной, «Дружеская теплота» - как дополнение к «Гению чистой красоты».