Специфика российского туристского предприятия
До 1998 году в России существовало более 7,5 тыс. туристских фирм, 90 % из которых - турагенты, а 10 % - туроператоры. Хотя следует отметить, что фактически трудно провести грань между туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что туристская фирма получает общую лицензию на туристскую деятельность.
После августовского кризиса 1998 году число туристских фирм значительно сократилось. В основном попали под удар малые и средние туристские фирмы, что еще более укрепило позиции крупных российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском рынке наблюдается острая конкурентная борьба, поскольку число фирм все еще превышает спрос на туристские услуги. Так на данный момент туристский рынок России насчитывает более 10100 туристских фирм, в том числе только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено 1310 фирм, в Москве и Московской области 4290 туристских фирм, в остальных регионах находится около 5000 фирм[48].
Распределение числа поездок российских граждан за границу по регионам представлено в следующих направлениях: 42%-страны Западной Европы, 27%- страны СНГ, 20%-страны Азии, 6%-страны Африки, 3%-страны Прибалтики, 1%- США и 1%-страны Персидского залива. Цель поездки российских граждан за рубеж в 2003 году состояли в следующем: только отдых – 47%, поездка с деловой целью – 22%, поездка с друзьями, родственниками, совмещенная с отдыхом – 13%, поездка с другой целью - 12%, поездка с друзьями, родственниками, не совмещенная с отдыхом – 6%.
Если рассматривать направления предполагаемых поездок российских граждан за рубеж в ближайшие три года (в % от числа планирующих поездки за рубеж в данный период времени), то страны Европы – 94%, страны Восточной Азии – 4,4% и другие регионы 57,8%[49].
Международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И, наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ въездного туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Но в последнее время в России наблюдается интерес именно к международному туризму. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.
Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:
1. преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Всё это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;
2. число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая конкурентная борьба на рынке;
3. существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
4. из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;
5. сохраняется тенденции убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
6. происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.
Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию въездного туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.