Реклама

Введение

Методику разделяют на общую и частную. Общая методи­ка охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последователь­ность и четкость изложения учебного материала, его дос­тупность для аудитории). Частная методика, исходя из уста­новок общей методики, определяет способы и приемы обу­чения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскур­соводов; как механизм, совершенствующий «подачу» мате­риала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика по­могает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значи­тельно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравне­ниях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Любая методика — это умение производить определен­ную работу в четком соответствии с наиболее оптимальны­ми правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, про­водить экскурсию по рекомендованной технологии, закреп­лять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

4. Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов? Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

— методики разработки новой для данного бюро темы;

— методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

— методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

- методики проведения экскурсии;

— методики после экскурсионной работы.