Крупнейшие рынки – поставщиков круизных туристов
Крупнейшим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы превысят среднегодовой показатель темпов роста туризма США в целом.
Прогнозируется, что возрастной состав клиентуры круизов США будет молодеть. Если в настоящее время средний возраст на круизных плаваниях - 50 лет, то в будущем он будет равняться 42 годам. В круизных плаваниях все больше смогут принимать участие туристы со средними доходами.1
По продолжительности самыми популярными круизами являются круизы от 6 до 8 дней. В 1993 г. их доля в общем объёме круизных поездок составляла 53,5%. Следующим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании. В 1994 г. их число составило 283 тыс. человек.
Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия, число туристов - около 250 тыс. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии.
Программы круизных плаваний очень разнообразны. Отдельные круизные плаванья посвящаются определенным датам, темам. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т. д.
За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения.
В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют четыре фактора:
специализация предложения
плавание на небольших комфортабельных теплоходах
соответствие размера теплохода набору услуг
автоматизация.
Первые три фактора нашли развитие уже в 80-е годы в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы эти факторы отошли на второй план и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась необходимость создания простого управления информационной системой.
Одним из примеров может служить внедряемая в греческих портах компьютерная программа берегового обслуживания круизных пассажиров в системе "Мультимедиа". Благодаря этой программе возможности предложения услуг на берегу, в портах захода (начиная от места швартовки и принятия воды и топлива судном и заканчивая полным спектром предложений по гостиницам, ресторанам, увеселительным заведениям, магазинам, аренде автомобилей и пр.) доводятся непосредственно до туристов на борт теплохода через бортовой, а в ряде случаев через каютный компьютер.
Международная ассоциация круизных компаний (КЛИА) объединяет около 33 турфирм, специализирующихся на продаже круизов. Благодаря специальной профессиональной подготовке тур агентов и умело проводимой рекламной кампании КЛИА удалось превратить морские круизы в классический вид отдыха. 95 % всех круизов продается через туристские агентства ассоциации, причем реализация данного туристского продукта стоит на втором месте после продажи авиабилетов.