Культура
Благодаря сложной исторической судьбе Кипр стал средоточием различных культур и цивилизаций, каждая из них внесла свой вклад в формирование самобытного национального облика Кипра.
Проведенные на Кипре исследования археологов позволили открыть целый ряд поселений первых обитателей острова в эпоху неолита
. Древнейшее из них (5800 год до нашей эры) находится в 60 км юго-западнее Никосии, неподалеку от современной деревни Хирокития (см. фото №3). Обнаруженные там захоронения, предметы домашней утвари, орудия труда свидетельствуют о довольно высоком для того времени развитии хозяйства древних жителей Кипра. Поселение просуществовало до 5200 года до н.э., затем в результате природной катастрофы, землетрясения, жители ее оставили. Все экспонаты можно найти в Археологическом музее Никосии.
Находясь на перекрестке морских путей между тремя континентами — Европой, Азией и Африкой - остров Кипр издавна испытывал на себе воздействие самых разных культур. Тем не менее произведения разных эпох то и дело обнаруживают вполне самобытный характер кипрской культуры. В качестве примера можно привести миниатюру из терракоты, найденную в Вуни и хранящуюся в Кипрском археологическом музее в Никосии. Она датируется ранним бронзовым веком (2500-1900 гг. до н.э.)
и изображает таинство жертвоприношения богу-быку: люди в масках, изображающие это божество, мальчик, предназначенный, видимо, в жертву. Кипрское искусство изготовления произведении из терракоты достигло апогея в эпоху кипрских царств (700-475 гг. до н.э.)
. В Айя-Ирини были найдены 2000 статуэток и фигур быков, воинов на колесницах, жрецов и молящихся. Некоторые из них выше человеческого роста и напоминают «глиняное воинство» имперских времен в китайском городе Сиань.
В классическую эпоху (500-331 гг. до н.э.)
в моду вошли известняковые скульптуры. Хотя в то время Кипр находился под властью персидских царей, в культуре по-прежнему заметно влияние греческих образцов. В эпоху эллинизма (331-58 гг. до н.э.)
греческое влияние сменяется ориентацией на александрийский стиль. В качестве примера можно привести знаменитую статую Афродиты («Киприды»), созданную во II в. до н.э. Во времена господства властителей Египта из династии Птолемеев
, а затем римского владычества
культура Кипра достигла подлинного расцвета. Это нашло свое отражение и в архитектуре. В этот период на Кипре много строят. Дворцы знати, новые термы, гимнасии украшают изысканными мозаиками, они были найдены в раскопках в Пафосе и Курионе (см. фото №4).
В 726—843 гг. в Византийской империишироко развернулось иконоборчество - социально-политическое и религиозное движение, направленное в строгом соответствии с третьей заповедью («Не сотвори себе кумира») против культа икон. Сохранилось лишь малое число раннехристианских мозаик, прежде всего в церкви Кити близ Ларнаки. К их числу принадлежит и мозаичная работа из Линтрагоми на полуострове Карпасия, нелегально переправленная в США после 1974 г., часть которой с помощью суда удалось спасти и поместить в Византийский музей Никосии.
Только на Кипре можно увидеть купольные церкви совершенно необычной архитектуры. Построенные в византийском стиле и имеющие в плане форму креста, эти церкви с XIII в. накрывались защитной кровлей из гонта (клиновидных дощечек с пазом в торце), что придавало им сходство с сараями. Такие церкви характерны только для горной местности Троодос.
В церковной настенной живописи легко отличить элегантный светский стиль от искусства аскетов-монахов. Тем не менее оба стиля строго следуют византийским канонам в эпоху подавления Православной Церкви и католизации
Кипра, насильно насаждаемой рыцарями-крестоносцами. Примерно с 1500 г. на острове прослеживается влияние итальянского искусства эпохи Возрождения. Конец всякому проникновению Запада в религиозное художественное творчество положил захват Кипра Османской империей. Единственным исключением оставалась иконопись.
У истоков кипрского изобразительного искусства современности стоял Адамантиос Диамантис, родившийся в 1900 г., вместе со своей группой «Поколение отцов», ориентировавшейся в основном на лондонскую художественную школу, с фольклорными и византийскими мотивами.