Обслуживание клиента
Чем руководствуется турист, выбирая для своей поездки регион посещения?
§ он хочет быть уверен, что ему гарантируется личная безопасность и сохранность его багажа;
§ он хочет, чтобы ему было предоставлено гостеприимство, чтобы в нем видели желанного гостя, чтобы был обеспечен надлежащий сервис и дружественный прием;
§ он хочет знать, что нового, интересного, до сих пор ему неизвестного, он может увидеть, познать;
§ он хочет знать, какие туристские товары и сувениры он может в посещаемой стране купить, чтобы в его памяти осталось посещение данной страны, региона и вызывало желание посетить вторично.
Проблема качественного обслуживания туристов в международном туризме одна из актуальных. На международном туристском рынке качество услуг и культура обслуживания — самое мощное оружие в конкурентной борьбе.
Ориентироваться на потребителя — значит изучать не производительные мощности, а потребности рынка и вырабатывать планы их удовлетворения. Иностранный туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм внешнеэкономических отношений, поэтому все положения маркетинга могут быть применены к нему в полной мере:
§ обеспечение наиболее полного соответствия туристского продукта запросам и вкусам реальных и потенциальных потребителей;
§ определение такой цены на предлагаемый «туристский продукт», которая была бы приемлемой для достаточно большой доли потенциальных потребителей (посредством проведения соответствующей политики цен).2
В сфере туристской индустрии гостеприимство для всего обслуживающего персонала объектов туризма является профессиональным требованием. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность, профессионализм. Потребительским свойствам турпродукта характерны и иные показатели, необходимые для туристов:
§ обоснованность – выполнение всех условий, требуемых для пользования турпродуктом;
§ надежность – качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы;
§ эффективность – наибольший эффект для туриста при наименьших расходах с его стороны;
§ целостность
– завершенность турпродукта, его способность полностью удовлетворить потребность;
§ полезность – удовлетворение тех или иных потребностей туриста;
§ простота в эксплуатации – возможность легко обнаружить ошибки в технологии обслуживания;
§ ясность
– способы потребления турпродукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
§ гибкость – способность продукта, системы обслуживания приспосабливаться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала.
Обеспечение контроля за реализацией этих свойств – это прежде всего изучение степени удовлетворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование). Но сам контроль за качеством туристской услуги начинается на этапе планирования, разработки туристского продукта.
На основе зарубежного опыта можно выделить условия совершенствования потребительских свойств туристского продукта.
Гостеприимство обеспечивается:
§ более качественной информацией как местных, так и региональных рынков;
§ созданием положительного образа туристской местности и предприятий у потенциальных потребителей турпродукта (реклама, телепередачи типа «туристский журнал», специальные журналы, газеты, паблисити, благотворительная деятельность);
§ стремлением обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу «все для клиента», «клиент всегда прав», когда все его желания должны быть по возможности удовлетворены);
§ внимательным отношением всех сотрудников туристского продукта к просьбам клиента (исполнение пожеланий личного характера по принципу «что еще мы можем для вас сделать?»);
§ облегчением ориентации туристов в получении услуг, информации об объектах путем установки в местах наибольшей посещаемости туристов информационных и рекламных стендов;