Реклама

Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства

Сейчас вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что путешествия и туризм уже играют весьма существенную роль в экономической составляющей устойчивости, и в будущем эта роль может только возрастать. При этом ширится понимание того, что влияние спроса на путешествия выходит далеко за рамки обычных туристских агентств и непосредственно затрагивает такие сферы деятельности, как самолетостроение и пищевая промышленность, с одной стороны, и создание системы розничной торговли для обслуживания туристов – с другой.

Туризм и транспорт взаимно влияют на развитие друг друга, факторы времени и удобства побеждают над ценовым фактором, поэтому самый быстрый авиационный и самый доступный (по месту назначения и инфраструктуре) автомобильный заметно опережают более дешевые водный и железнодорожный.

Рис. 1 Структура использования туристами различных видов транспорта

Несмотря на то, что международный туризм с каждым годом вовлекает в свою сферу все больше территорий, даже самые удаленные уголки земного шара, существует сильная диспропорция в региональном распределении основных показателей. Важно отметить еще и тот факт, что внутрирегиональный туризм преобладает над межконтинентальным. Европа концентрирует больше половины туристов и поступлений (при этом около 80 % всех туристов живут в пределах этого региона). Правда, постепенно возрастает доля и других регионов.

Таблица №2

Распределение прибытий туристов и поступлений от туризма по регионами мира

 

прибытия туристов

поступления

 

2003 (млн поездок)

Доля региона (%) в2003

Рост (%) 2003/02

Среднегодовые темпы роста (%)1985-2003

2002

(млрд ам. долл.)

Доля региона (%) в2002

Рост (%) 2002/01

мир

664,4

100,0

4,4

5,2

441,0

100,0

3,1

Африка

26,9

4,0

7,8

7,5

9,8

2,2

4,8

Америка

122,9

18,5

2,4

4,7

118,0

26,8

0,9

Европа

394,1

59,3

2,7

4,5

232,5

52,7

3,6

Ближ Восток

17,8

2,7

16,2

6,4

8,6

1,9

-6,7

ЮжнаяАзия

5,7

0,9

8,3

6,0

4,3

1,0

5,3

АТР

97,2

14,6

11,1

8,5

67,8

15,4

-10,4

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5