Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства
Сейчас вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что путешествия и туризм уже играют весьма существенную роль в экономической составляющей устойчивости, и в будущем эта роль может только возрастать. При этом ширится понимание того, что влияние спроса на путешествия выходит далеко за рамки обычных туристских агентств и непосредственно затрагивает такие сферы деятельности, как самолетостроение и пищевая промышленность, с одной стороны, и создание системы розничной торговли для обслуживания туристов – с другой.
Туризм и транспорт взаимно влияют на развитие друг друга, факторы времени и удобства побеждают над ценовым фактором, поэтому самый быстрый авиационный и самый доступный (по месту назначения и инфраструктуре) автомобильный заметно опережают более дешевые водный и железнодорожный.
Рис. 1 Структура использования туристами различных видов транспорта
Несмотря на то, что международный туризм с каждым годом вовлекает в свою сферу все больше территорий, даже самые удаленные уголки земного шара, существует сильная диспропорция в региональном распределении основных показателей. Важно отметить еще и тот факт, что внутрирегиональный туризм преобладает над межконтинентальным. Европа концентрирует больше половины туристов и поступлений (при этом около 80 % всех туристов живут в пределах этого региона). Правда, постепенно возрастает доля и других регионов.
Таблица №2
Распределение прибытий туристов и поступлений от туризма по регионами мира
прибытия туристов |
поступления | ||||||
2003 (млн поездок) |
Доля региона (%) в2003 |
Рост (%) 2003/02 |
Среднегодовые темпы роста (%)1985-2003 |
2002 (млрд ам. долл.) |
Доля региона (%) в2002 |
Рост (%) 2002/01 | |
мир |
664,4 |
100,0 |
4,4 |
5,2 |
441,0 |
100,0 |
3,1 |
Африка |
26,9 |
4,0 |
7,8 |
7,5 |
9,8 |
2,2 |
4,8 |
Америка |
122,9 |
18,5 |
2,4 |
4,7 |
118,0 |
26,8 |
0,9 |
Европа |
394,1 |
59,3 |
2,7 |
4,5 |
232,5 |
52,7 |
3,6 |
Ближ Восток |
17,8 |
2,7 |
16,2 |
6,4 |
8,6 |
1,9 |
-6,7 |
ЮжнаяАзия |
5,7 |
0,9 |
8,3 |
6,0 |
4,3 |
1,0 |
5,3 |
АТР |
97,2 |
14,6 |
11,1 |
8,5 |
67,8 |
15,4 |
-10,4 |