Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений.
На северо-западе, севере и востоке страна граничит на протяжении 6023 км с Российской Федерацией
, причем с развитыми в экономическом отношении и тесно связанными с Казахстаном по линии производственно-технологических стадий Уральским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. Этот участок границы наиболее благоприятен с точки зрения развития внешнеэкономических связей. Отличительной особенностью экономико-географического положения данного участка границы является концентрация значительной части транспортной сети, включающего его различные виды: железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный. Все это еще в советские времена привело к формированию межреспубликанского межотраслевого производственно-технологического комплекса (МПТК). Эти проблемы достаточно полно освещены в аналитической части настоящего отчета.
Экономическое единство приграничных регионов России и Казахстана сохраняется и в настоящее время. Например, экономическая инфраструктура Оренбургской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областей в недавнем прошлом были связаны не только территориально-географической близостью, но и технологической инфраструктурой. На современном этапе возникла необходимость на совершенно новой правовой и организационной основе решать вопросы приграничного сотрудничества.[5] Северо-Казахстанскую область называют «северными воротами» страны. Через ее территорию проходит Транссибирская магистраль. Регион находится в непосредственной близости с Уралом и граничит с запада с Курганской, севера - Тюменской и с востока Омской областями. Российской Федерации. Область, занимая, пять процентов территории Казахстана, располагает четвертой частью посевных площадей и производит в среднем ежегодно от трех до четырех миллионов тонн зерна. Анализ состояния экономики Северо-Казахстанской области за последние годы показывает, что в целом достигнута стабилизация в реальных секторах экономики, преодолен спад производства, расширяется налоговая база, а местный бюджет растет, увеличиваются расходы на социальные нужды, заметно активизировалась инвестиционная политика. Значительная роль в стабилизации принадлежит приграничному сотрудничеству с сопредельными областями России. Основополагающим документом в координации сотрудничества Северо-Казахстанской и Курганской областей является соглашении о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, подписанное 11 марта 2000 года.
Еще более тесные отношения имеет приграничное сотрудничество Северного Казахстана с такой промышленно развитой областью, как Омская. Если объем внешнеторгового оборота с Курганской областью составляет 5%, то с ней почти 20% на 40млн. долл. США в год.[6]
Наиболее тесные отношения развиваются между энергетикой двух стран. Петропавловское предприятие «Аксесс-Энерго» получает от омских ЗАО «Эксперт-Трейд» и ОАО «Омский завод теплоизоляционных изделий» минеральные изделия, трансформаторные масла, приборы контроля и металлопрокат.
Стабильно и динамично развивается приграничное сотрудничество Костайской области с сопредельных с нее регионов России. Восточно-Казахстанская область показывает пример продуманных и эффективных контактов с сопредельным Алтайским краем в области хозяйственной деятельности. В экономической сфере в 2003 году торговый оборот области составил 77 млн. долл. США, это на 10% больше, чем в 2002 г. Восточно-Казахстанская область граничит также с Республикой Алтай Российской Федерации. На границе расположены 7 таможенных постов, 6 из которых дислоцируются на автомобильных дорогах международного значения, и один пост на железной дороге.
Особое положение в системе казахстанского приграничья занимает Западно-Казахстанская область, имеющая протяженную границу более 1,5 тысяч км. с пятью сопредельными областями Российской Федерации: Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской. Разумеется, территориально-пространственная структура российских регионов, по периметру казахстанских границ обладая огромным производственным потенциалом в будущем, может, если не поглотить, то технологически и экономически сделать их зависимыми. Это закономерно, всегда более крупная структура либо поглощает более мелкую или слабую, либо трансформирует ее под свои интересы. В настоящее время экспорт сырья и материалов это благо для Казахстана. Однако, при сохранении этого процесса в дальнейшем, вместе с экспортом сырья Казахстан будет вывозить рабочие места, добавленную стоимость, то есть начнется или уже началось вымывание промышленного потенциала северного Казахстана в соседние регионы России. Это касается и оттока населения, включая и коренное, когда в республике остается в основном неконкурентоспособная в России категория населения. Что следует предпринять, если сценарий экономического развития пойдет в таком направлении? Ответ, исходя из мирового опыта, может быть один. Качественные параметры воспроизводственных структур Казахстана, в первую очередь в регионах по периметру российских границ должны быть выше российских, или, по крайней мере, равны им. Другое дело как достичь этого.