Реклама

Заключение

К сожалению, на сегодняшний день система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов и возможностей, прежде всего, собственника. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности санатории России составляют единый комплекс в решении общей задачи, требующий, прежде всего, организационно-методического обеспечения.

Правовое обеспечение современной государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха нашло отражение в ряде федеральных законов, которые были приняты в 1995—1996 годах. Один из основных законов – закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Там в терминологии обозначено, что курортное дело – это, прежде всего, «совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактике заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов». Россия сегодня обладает уникальными лечебными источниками, такими как Марциальные воды Карелии, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, нарзаны Кисловодска, лечебные грязи озера Карачи, сероводород Мацесты. Такого разнообразия не найти ни в одной другой стране мира. Это жемчужины России, которые находятся на службе человека более 250 лет. В настоящее время на курортах РФ выявлено и используется в виде бальнеопроцедур 42 типа природных минвод и 410 месторождений с эксплуатационными запасами в 280 тысяч м3 в сутки. Минводы разведаны в 73 субъектах из 89 субъектов РФ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что имеющийся санаторно-курортный комплекс страны в ряде случаев используется недостаточно эффективно. Отсутствие единой структуры санаторной помощи, а также особенности налоговой политики не могли не отразиться на сегодняшнем состоянии курортов страны.

В настоящее время в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных факторов: минеральных вод, лечебных грязей, отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений. Так, мацестинская ванна сегодня в наших санаториях, которые входят в систему Министерства здравоохранения России, стоит для одного ребенка 98 рублей, а для взрослого больного, остро нуждающегося в этой ванне, – 198 рублей. Один стакан минеральной воды «Ессентуки» для ребенка стоит сегодня 3,5 рубля, а для лечения необходимо каждый день по несколько стаканов потреблять как детям, так и взрослым. Стоимость одного койко-дня в санаториях различных ведомств сегодня составляет от 330 до 800 рублей, средняя стоимость путевки – 575 рублей за один койко-день. Путевки сегодня оплачиваются из федерального бюджета для социально незащищенных категорий населения и выделяются лицам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении. Это — дети, инвалиды. Бесплатно для жителей РФ путевки выдают Минздрав России, Минтруд России, на льготных условиях – за 10—15 процентов себестоимости – Минобороны, МВД, ФСБ, Спецстрой России. Все остальные – на платной основе.

Сегодня назрела необходимость обоснования концепции развития курортного дела в России, в которой должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы от центрального ведомства до муниципального санатория. Постановлением Правительства России в 1996 году была принята четырехлетняя федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения». За период реализации программы предусмотренное финансирование практически не осуществлялось. Как соисполнитель программы Минздрав России не получил какого-либо финансирования на реализацию ее мероприятий. При этом задачи, которые были поставлены программой, не только не потеряли своей актуальности, но приобрели еще большее значение в связи с необходимостью усиления мер по сохранению и укреплению здоровья населения. Учитывая изложенное, в настоящее время Минздрав России разрабатывает единую федеральную целевую программу, одной из подпрограмм которой является развитие курортов федерального значения.

Перейти на страницу: 1 2