Следующее поколение отечественных GDS
Естественно предположить, что Интернет-ресурсы крупных российских авиакомпаний могли бы составить некоторую конкуренцию сайтам ГАВС и ТАИС. Ведь для западной части Сети вполне естественно выглядит соперничество между ресурсами глобальных систем резервирования и серверами таких авиакомпаний, как Swissair, Sabena, Lufthanza, Finnair, KLM и пр. Но пока наши авиационные корпорации — «Аэрофлот», «Трансаэро» и ряд других - преследуют в Интернете лишь сугубо презентационные цели. С другой стороны, к ресурсам турагентств (например, «Тиматика» и «Карата»), аккредитованных для продажи билетов отечественных авиакомпаний и обеспечивающих онлайн-бронирование и доставку проездных документов, пользователи обращаются нечасто.
В связи с этим весьма перспективными представляются начинания компании ТАИС, создавшей проект «Сирин», о котором упоминалось выше, и сайт www.fly.ru, где к услуге онлайн-бронирования могут прибегнуть индивидуальные клиенты (подобно тому как это сделано на сервере ГАВС). Тем не менее следует отметить, что обслуживание потребителей, и прежде всего доставка авиабилетов, в Интернет-проекте ТАИС не доведено до того уровня, который удалось реализовать в проекте ГАВС, к тому же на сайте www.glavagentstvo.fas.ru очень удобная навигация и с эстетической точки зрения Web-дизайн хорошо продуман. Однако главным фактором успеха, как показывает практика, является грамотная маркетинговая политика. Необходимо признать, что www.fly.ru в данном смысле добился более позитивных результатов, нежели сервер ГАВС, что нашло свое отражение в рейтинге Rambler, фиксирующем общее число посещений ресурса за месяц (в феврале эти сайты заняли соответственно 16-е и 26-е места в разделе «Путешествия», в марте — 22-е и 33-е).[6]
Удачное имя домена fly.ru, широкая кампания по размещению ссылок на различных ресурсах, преимущественно по тематике туризма, партнерские программы (обмен ссылками с различными ресурсами) — все это способствовало росту популярности сайта у Интернет-аудитории. [6]
Как правило, ежемесячные расходы на поддержку представленных в настоящем обзоре Интернет-ресурсов составляют примерно 10 тыс. долл. и выше. Понятно, что для российских компаний подобные расходы — немалая сумма. Если компании-владельцы ресурсов сумеют найти верные механизмы их продвижения и не снизят качество своих услуг, такие серверы смогут в обозримом будущем хорошо закрепиться на рынке электронной коммерции. Они обладают определенными преимуществами: в основе Интернет-проектов alean.ru, glavagentstvo.fas.ru, fly.ru лежат информационные комплексы с отлаженной системой передачи данных, наиболее полно охватывающие участников рынка авиаперелетов или (в случае «Алеан») рынка мест отдыха.
Однако для этих сайтов в ближайшие год-полтора станет актуальным вопрос выживаемости. Пока что пользователей больше привлекают традиционные информационные серверы — например, те, которые предоставляют сведения о расписаниях авиарейсов или списки ссылок на сайты зарубежных авиакомпаний. Рассмотренные же ресурсы смогут раскрыть весь спектр своих возможностей для пользователей Рунета (прежде всего, систему онлайновой оплаты и оформления заказа в реальном времени) только с развитием платежных систем в Интернете, поэтому каких-либо ощутимых результатов можно ожидать лишь в отдаленной перспективе.