Определение основной миссии гостинично-туристической организации
Несмотря на то, что показатели 1988г. относятся ко всему СССР, а 2000 г. только к России, тем не менее туристский оборот за это время вырос в 4,2 раза, а въездной поток в 7,6 раза. За последние 10-12 лет кардинальным образом изменились направления потоков туристов из нашей страны. Выездной туризм интенсивно развивается в последние годы благодаря действию следующих факторов:
• принятию закона о въезде и выезде из России, глобально изменившего политику государства, упрощение туристских формальностей;
• введению политики валютного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значительных сумм валюты;
• выделению устойчивого сегмента населения, обладающего средними и высокими доходами, достаточными для поездки за рубеж;
• интенсивному продвижению иностранного туристского продукта в России.
Для путешествия за рубеж 573,2 тыс. россиян воспользовались услугами турфирм, что составляет 5,4% от всех выехавших за границу. Основной целью выезда российских граждан за границу является досуг, рекреация и отдых (64,1%), почти четверть (23,6%) -отправляется за границу к родственникам и знакомым, 9,4% - совершают выезд за рубеж в деловых и профессиональных целях.
Общей тенденцией уже многие годы остается постоянный рост потока туристов из стран СНГ в Россию. Наблюдается рост прибытий туристов из стран дальнего зарубежья. Из них услугами российских туристских фирм воспользовались лишь 2,9%, что говорит о том, что отечественные турфирмы уступают инициативу в организации въездного туризма зарубежным конкурентам.
Анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне, для сравнения в Германии и Японии путешествуют 80% населения, в Великобритании 70% (в России лишь 21%).
В настоящее время в туристском бизнесе работает около 15000 туристских фирм, свыше трех четвертей из них являются субъектами малого предпринимательства со средней численностью менее 5 чел. Больше половины турфирм (56%) работают полный год, деятельность остальных носит ярко выраженный сезонный характер.
Опрос турфирм показал, что большинство проблем туристского рынка лежит в отсутствии культуры корпоративных отношений между ними, использование недобросовестных и нечистоплотных приемов в конкурентной борьбе (табл.2).
Таблица 2
Наиболее распространенные проблемы туристского рынка России
Проблема | Содержание проблемы | Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), % |
Низкий профессионализм |
Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний | 89 |
Низкое качество российского продукта |
Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не позволяющее эффективно продавать российский турпродукт | 74 |
Недобросовестност ь иностранных партнеров |
Недобросовестное отношение к российским туроператорам со стороны иностранных партнеров | 63 |
Отсутствие информации о ситуации в регионах России |
Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей | 62 |
Культура корпоративных отношений |
Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность) | 54 |