Пути формирования имиджа Ульяновского региона
Следующей рекомендацией по формированию положительного имиджа туристического ульяновского региона может стать создание специального центра в этой сфере, например, центра регионального маркетинга или региональной ПР-службы.
В некоторых регионах, работу по созданию имиджа туристического региона пытаются взять на себя отдельные частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь - последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые и ПР-службы регионов.
В качестве основных направлений деятельности региональной ПР-службы могут быть рекомендованы следующие.
(1) направления деятельности, являющиеся общими как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории:
- создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых и ПР-услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;
- организация, проведение и координация маркетинговых и ПР-исследований;
- анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам связей с общественностью и имиджа в том числе, мониторинг их соблюдения и выработка рекомендаций по их использованию;
- реализация маркетингового и ПР-подхода в форме предложений и проектов, способствующих региональному развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти.
- организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок;
- выпуск информационно-рекламных, имиджевых материалов.
(2) направления деятельности в русле маркетинга территорий:
- разработка и реализация программ формирования и повышения имиджа региона в целом и туристического региона в частности;
- коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, оздоровительных, исторических, культурных, социальных и других ресурсов;
- организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межрегиональных (межтерриториальных) программ;
- сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.
Несмотря на некоторые недостатки, все же Ульяновская область сохраняет свою значимость для страны как один из исторических, культурных и духовных центров России. Следовательно, региональным властям еще предстоит реализовать возможности поиска и использования адекватных ситуации инструментов территориального маркетинга для решения острейших проблем регионального развития. Маркетинг имиджа должен сыграть особую роль в позиционировании территории, определении стратегии деятельности органов власти и населения для развитии ее преимуществ и уменьшения конкурентных недостатков. Это тем более актуально, что создание образа региона - долгосрочная работа, она не только способствует привлечению туристов и развитию экономики, но создает благоприятный фон для повышения качества жизни населения, улучшая существующий психологический микроклимат и снимая социальную напряженность.