Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики
Сказочник Гофман и подумать не мог о реальности такого сюжета. Его родина зарабатывает на культурных феноменах, например, в небольшом немецком городке Веймаре, который позиционируется как родина Гете, туризм ежегодно приносит около 30% всего городского бюджета. Однако, судя по выступлению на упомянутом форуме "Культура плюс" мэра г. Веймара Стефана Вольфа, имя Гете очень важно для жизни города, но не является определяющим в его культурном ландшафте. Важен системный подход. В Веймаре есть два крупных вуза (консерватория и институт дизайна), где готовят творческих деятелей. Кроме того, имеется около трехсот архитектурных бюро, а также немало предприятий, работающих в области медиа и дизайна.
Главная задача городских властей Веймара состоит не в том, какую стратегию развития выбрать, а в том, каким способом удержать людей в городе, обеспечить их интересной и достойно оплачиваемой работой. Им важно соединить деятельность и пристрастия активных групп. Поэтому в Веймаре существуют фонд Веймарской классики, Немецкий национальный театр, Городской совет сохранения памятников архитектуры, туристические компании и т. д.
Каждый из субъектов заинтересован в развитии культурного ландшафта и в подготовке для него своих кадров.
Подобный системный подход был продемонстрирован во время проведения Всемирного экономического форума в 2006 г., посвященного туризму. Участники определили четыре необходимых для его успешного развития параметра: наличие законодательства, развитой инфраструктуры, бизнеса и историко-культурного наследия. Достоинством для развития туризма признано наличие развитой топливной базы, железнодорожного транспорта, школьного образования, недостатком - неразвитость бизнеса, неприветливость населения. Россия по совокупности всех этих показателей заняла лишь 68-е место.
Коммерциализация процесса презентации наследства. Обратимся к американскому опыту, который многими реформаторами взят за образец в плане того, как культура функционирует на принципах самофинансирования при минимальном участии государства.
По мнению президента международной фирмы "Международные стратегии в области наследия", специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием, Донована Д. Рипкема, сегодня историческое наследие объединяет мир, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то, что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения. Однако в малых городах Америки быстро посчитали - для того чтобы успех был стабильным, стратегия должна основываться на трех принципах:
ü подлинности истории - городки-новоделы в стиле Дикого Запада или
ü аттракционы в виде баварской деревни могут заинтересовать туристов, но успех будет непродолжительным;
ü распространении успеха на весь регион - качество обслуживания во всех структурах (качество дорог, гостиниц, магазинов и т. д.) должно соответствовать стандартам;
ü неповторимости особенностей (инвестиционной привлекательности) места.
Сохранение и презентация исторического наследия означает преумножение материальных ценностей, затрагивает трудовые, финансовые, налоговые и другие вопросы, т. е. фактически касается почти всех проблем местной экономики.
Американская ситуация прямо противоположна российской, где реформаторы "навешивают" на музеи в плане социокультурного развития бизнес-функции, в т. ч. и по "раскрутке" туризма. По мнению Донована Д. Рипкема, когда-то задача сохранения исторического наследия целиком ложилась на плечи музеев. [10]Сейчас сохранение исторического облика города стало главным аспектом программ жилищного строительства, проектов по оживлению центральной части города, программ развития туризма и разнообразных арт-проектов. Осознавая экономическое значение историко-культурного наследия, нельзя забывать об истинном предназначении музеев - не только выполнять миссию по его сохранению и презентации, но и воспитывать будущих его защитников.
Вопрос об упомянутом выше качестве жизни для российского общества также является дискуссионным. Понятно, что для Америки и Европы оно характеризуется одними ценностями - в основном материальными, а для России - другими.