История курорта. Таким было начало
История развития курортного дела на Дальнем Востоке тесно связана с освоением края.
В 1858 году был подписан Айгуньский трактат, когда все левобережье Амура отошло к России. 20 ноября 1860 года был подписан Пекинский трактат, по которому устанавливались взаимоотношения двух государств и устанавливались границы. Вслед за этим генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский снаряжает отряды казаков для заселения левобережья Амура и Уссурийского края. Поднимаясь все выше по реке Уссури, казаки основывают поселения: Княжеский, Графский, Ильинский, Красноярский, Буссе и Верхне-Михайловку.
В 1870 году солдатами линейного полка, охранявшего военную дорогу у горы Медвежьей, в поисках воды был вырыт колодец у подножья сопки (в 9 километрах от настоящего курорта), из которого забил фонтан прекрасной по вкусовым качествам минеральной воды.
25 августа 1875 года во Владивосток из столицы прибыл Владимир Семенович Шмаков – инженер путей сообщения, который позже был назначен старшим техником изыскательной экспедиции в Уссурийскую тайгу.
Руководить экспедицией министр путей сообщения России в 1887 году назначил опытного разведчика железнодорожных трасс, впоследствии (на недолгое время) – начальник строительства Уссурийской магистрали Александр Иванович Урсати.
Известный русский писатель и талантливый инженер-путеец Н.Г.Гарин-Михайловский в книге «Из дневников кругосветного путешествия» писал так о местах, в которых работали изыскатели: «Горная тропа вьется тут вдоль реки, там где-то на обрывах скал, высота которых достигает до 1000 футов. На этой головокружительной высоте тропа суживается иногда до аршина. Привычная верховая или вьючная лошадь осторожно шагает, а непривычный путник, сидя на ней, сбивает ее своими нервными движениями, и иногда летят они оба вниз, на острые камни, разбиваясь, конечно насмерть».
По-видимому, так и случилось с Владимиром Семеновичем Шмаковым. В «Формулярном списке» об этом сказано предельно лаконично: «Умер на службе 5 января 1888 года». Газета «Приамурские ведомости» несколько подробнее освещает эту трагедию. В статье, посвященной русским топографам, в числе других погибших, она сообщает: «Упал со скалы и разбился В.С.Шмаков…». Было Владимиру Семеновичу в то время чуть больше 35 лет. Казалось, в глухом необжитом краю его имя обречено было на скорое забвение. Но русские инженеры-строители Уссурийской железной дороги вспомнили своего предшественника: в 1895 году одна из новых станций, строившаяся неподалеку от места гибели Шмакова, была названа его именем.
Незадолго до этого, из Одессы вышел пароход с переселенцами. В основном это были украинцы. Был царский указ о переселении, и была маленькая надежда – авось, в далеких необетованных землях, жить легче и лучше. Через 49 дней прибыли во Владивосток, а еще через несколько дней переселенцы добрались до Спасска. Последняя ночь, последние сборы.
Наутро первая партия уходила в тайгу подыскивать подходящее место для жилья. Неприветливой показалась тайга первопроходцам, привыкшим к необозримым просторам украинских степей. Но, когда вышли к реке Уссури, у всех вырвался вздох облегчения.
Место понравилось с первого взгляда, и решили сразу селиться здесь. Никто не думал о том, что через несколько месяцев придется снова срываться с только что обжитого места и переходить на несколько километров ниже Уссури. Дело в том, что старец, игумен Алексий, носивший в миру имя Андрея Осколкова, вскоре после поселения исчез и возвратился с царским указом о постройке на этом месте первого в крае мужского монастыря. Идея создания монастыря принадлежала известному камчатскому миссионеру, а впоследствии Московскому митрополиту Иннокентию.
Первые поселенцы спустились ниже по реке Уссури и поселились на новом месте (ныне село Тихменево).