Современное состояние российского туристского рынка
Таблица 2. Приоритетные Направления выезда граждан России в зарубежные туры.*
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
§ новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
§ упрощение порядка выезда;
§ расширение внешних деловых контактов;
§ увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
§ доступность цен на выездные туры;
§ большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
§ нестабильность внутренней политики;
§ несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
§ несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
§ завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
§ несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
§ недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
§ отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.