Реклама

Коллекция Пермской государственной художественной галереи

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор, представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией, как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита, основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос, легкая подрумянка ликов, тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст, столь характерный для северной иконописи, начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия. https://mlmsk.ru пылесос smul1 triflex hx1 facelift графитовый серый.

Центральным образом пермской – да и всей русской деревянной скульптуры – может считаться образ Христа, причем Христа страдающего – распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу, стилю, манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска – образец классической древнерусской резьбы, уходящей своими корнями в домонгольское время. Чем-то оно напоминает икону Дионисия: та же удлиненность пропорций, хрупкость черт, изящество разворота. Формы рельефа обобщенны и плоскостны, но не застылы. Здесь появляется то важное качество, без которого немыслима скульптура Нового времени и которое можно условно определить словом «пластичность», подразумевая под этим связность, последовательность, органическую целостность всех элементов скульптуры. Новое – и в эмоциональной открытости образа: соликамское «Распятие» отличается высоким напряженным трагизмом.

«Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции, включающей Саваофа, Св. Духа в виде белого голубя в медальоне, маленьких ангелочков, слетающих к распятию и утирающих слезы платками… Очевидно, это первое изображение в пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и, конечно, необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость, то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и, вместе с тем, отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма», распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века.

В этот же временной отрезок появилось и огромное количество изображений Христа, сидящего в темнице и переживающего свои земные мучения.

Страдающий Христос, по легенде, изображен здесь в ночь перед Голгофой: на голове у него терновый венец с острыми шипами, в руке – палка, другая прикрывает щеку от удара. Реакция на окружающее становится важнейшим содержанием образа. Спаситель «в темнице» изображается по-разному. То он совершенно выключается из окружающего (как «Христос» из пос. Пашия), то активно с ним взаимодействует (как «Христос» из с. Усть-Косьва). Последняя скульптура особенно характерна. Неистовая сила протеста выражена в мощной фигуре, в суровом лике, в гордо поднятой голове. Считается, что национальные признаки живущих в Прикамье народов выражены здесь наиболее ярко.

Сюжет «Христос в темнице», как считают исследователи, пришел на Русь с Запада еще в ХVII веке, в большом потоке заимствований, а в ХVIII веке распространился по всем художественным центрам России. Такие скульптуры делали в средней Руси, Поволжье, Сибири. Пермские скульптуры, помимо этнических признаков, отличаются активной эмоциональностью, резко противоборческим духом. Это и не удивительно, если вспомнить, какой здесь была историческая обстановка, как в борьбе с властителями края ковалась «камская вольница», чьи подвиги запечатлялись в сказаниях и легендах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10