Коллекция Пермской государственной художественной галереи
«Саваоф» - выдающееся произведение иконостасной пластики начала ХIХ в. - изображен в облаках, в сиянии «славы», с державными атрибутами. Лик дышит покоем и силой, поражая классичностью черт, гармонией форм, мягкостью обработки. Не случайно А.В.Луначарский сравнивал это произведение с шедеврами античной скульптуры (Луначарский А.В. Пермские боги // Об изобразительном искусстве. Т.2. М., 1967. С.232). «Саваоф» Домнина необычен по иконографической схеме (Сакович А.Г. Библия Василия Кореня (1569) и русская иконографическая традиция XVI-XIX века / Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С.97). Традиционно представляемый в облике седобородого старца, здесь он изображен как прекрасный молодой человек с обаятельной, даже чувственной внешностью. Лишь треугольная композиция, повторенная в треугольнике нимба, который символизирует Троицу, переводит изображение в сферу надмирного бытия, как бы подтверждая непрерывность древнерусской традиции.
Почти все скульптуры «Христа в темнице», а их в пермской коллекции около двадцати, датируются второй половиной XVIII - первой половиной XIX века и представляют собой вершину в реалистическом развитии русской деревянной скульптуры. Это уже вполне развитая круглая пластика с «круговым обходом» и подчеркнутой стереометричностью форм. Сам типаж подчас берется из реального окружения. Лики Христа имеют этнические признаки населяющих Прикамье народов: коми-пермяка, русского или ханты-мансийца (См. подробнее: Власова О.М. Этнические черты в типажах пермской деревянной скульптуры / Всесоюзный научный семинар по обмену опытом ведущих реставраторов и научных сотрудников. 16.11-21.11. «Исследование, консервация и реставрация этнографических предметов». Тезисы докладов. Рига, 1987. С. 15-16). Наделенные «избыточной информацией» (Переверзев Л.Б. Степень избыточности сообщения как показатель стилевых особенностей изобразительного искусства первобытной эпохи / Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. С.217-220), почти натуралистичные по своим формам, но всегда вписанные в жесткий «блок» композиции, эти скульптуры наиболее полно выражают в своей структуре и стремление к разрыву с древнерусской пластической системой, и невозможность окончательного отделения от нее.
В этом же ряду стоит скульптура св.Николы Можайского из д.Зеленята, которую можно предположительно датировать рубежом ХVIII-ХIХ вв. При сохранении традиционной иконографической схемы, фигура святого наделяется конкретным, почти иллюзионистическим обликом. Руки с мечом и «градом» подняты вверх, будто Никола встал навстречу врагу. Большие глаза грозно сверкают из-под навершия лба, подчеркнуты высокие «коми-пермяцкие» скулы, резко выявлены морщины и складки сурового лика. С этой статуей, кстати, связана одна из любопытнейших легенд о пермских скульптурах, которая рассказывает, как Никола еженощно бродил по окрестностям, снашивая обувь, приносимую верующими (Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. - Пермь, 1967. С.11).
XIX век - сложная пора для всей русской деревянной скульптуры. До сих пор оцениваемая только со знаком минус, - для Н.Н.Серебренникова это вообще упадочная пора местной скульптуры, - не менее поразительна разнообразием и новизной художественных решений, чем скульптура предыдущего века. Начавшееся в предыдущем столетии расслоение стилей, уровней, форм стремительно продолжается, наметившиеся линии развития расходятся еще дальше. Так, классицизм сменяется академизмом, в который вкрапляются «атавистические» элементы барочной, преимущественно орнаментальной резьбы. Но и в фигуративной резьбе барокко не исчезает, обретая все новые вариации.
Линия примитивизации барокко, четко определяемая в памятниках пермской коллекции, дает своеобразное ответвление в так называемой «шакшерской школе» (Термин принадлежит Н.Н.Серебренникову, который, однако, датировал это явление концом XVII - началом ХVIII в., невзирая на черты развитого барокко, трансформируемые в русле периферийной примитивитизации этого стиля, который мог появиться только в конце XVIII - начале XIX в. (Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. - Пермь, 1967. C.118-121), возникшей в Чердынском крае, очевидно в конце ХVIII - первой половине XIX века. Большинство произведений происходит из скульптурного ансамбля церкви Богоматери Знамения (?) с.Шакшер. Этим произведениям присущи камерные масштабы, сложные, пространственно развернутые композиции, плоские «аппликативные» формы с одинаковой как бы гофрированной фактурой. Все говорит здесь об универсализации изобразительных средств. Обильные складки драпировок укладываются в ровные блоки. Стереотипными становятся барочные по происхождению лики: удлиненные, глазастые с пухлыми чуть обвисающими щеками. «Застывают» и схематизируются когда-то бурные жесты. Кажется, что на барочные формы накладываются традиционные схемы жесткого «иконного» построения.