Коснись душою Святогорья
Наиболее древним памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Вырубленные руками неизвестных тружеников, они представляют из себя сложный лабиринт ходов, подземные церкви и кельи, трапезную, некрополь.
В середине XIX в., после вторичного открытия Святогорского монастыря, пещеры были расчищены, церкви восстановлены, иногда по праздникам здесь звучали песнопения. Вершину меловой скалы с пещерами венчает Николаевская церковь – шедевр народного украинского зодчества XVII в. Отличительные ее черты – композиционное единство с самим утесом и живописным природным ландшафтом. Храм бесстолпный, однонефный, увенчанный тремя разновеликими главами.
В XVIII веке Святогорский монастырь расстраивается на «подоле», у подножья меловых гор на берегу Северского Донца. Несколько позднее строится колокольня со святыми воротами, кельи, крепостная стена с башнями. Святогорский монастырь владеет 27 тысяч десятин земли, 2 тысячи крепостных крестьян. «У подножья крутых гор и лежит Святогорский монастырь. Монастырские здания, состоящие из двух церквей и дома, в котором живет архимандрит с остальными монахами, окружены четырехугольной стеной, каждая сторона из которой имеет шагов шестьдесят». ( Из дневника академика Гильденштедта 1774г.)
Внутренний двор монастыря отличается хорошим благоустройством. Дорожки вымощены песчаными плитами, высажены цветники. Во дворе растут каштаны и пирамидальные тополя. В дни религиозных праздников монастырский двор заполняется паломствующими со всех уголков России.
В архитектурном решении Покровской церкви использованы мотивы древнерусской архитектуры, элементы классического стиля. Фасады были украшены богатым лепным декором. В интерьере церковь разделена на два яруса. В нижнем ярусе были устроены ризница, библиотека, архив и несколько келий, на верхнем ярусе располагалась сама церковь. Над зданием церкви возвышается колокольня, построенная в классическом стиле. Колокольня имела восемь колоколов, главный из которых весил 394 пуда. В барабане колокольни были встроены часы, о которых писал А.П. Чехов:
«Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать».
Итак, мы двигаемся далее…
К концу 50-х годов XIX века главный храм монастыря – Успенский собор, построенный еще в 1708 г., с трудом выполнял свою функцию соборного храма знаменитого монастыря. Он был уже достаточно ветх и мал в объеме. Проект собора был выполнен петербургским архитектором А.М. Горностаевым. Строительство собора велось в течение девяти лет, с 1859 по 1868 год. Сооруженный в русско-византийском стиле, собор стал центральным элементом всего архитектурного ансамбля, восхищая современников своей монументальностью и величием. В интерьере храм разделен четырьмя мощными колоннами на три нефа. В алтарной части, образованной тремя апсидами устроены три престола. Освящение храма состоялось 4 сентября 1868году. Стены храма были обделаны под белый мрамор, украшены иконами прекрасной живописи в рост человека. Купол, расписанный альфреско, поддерживается четырьмя четырехгранными колоннами, также увенчанными с четырех сторон иконами… Иконостас главного престола четырехъярусный, а приделов – трехъярусный, изящной резной работы, весь вызолоченный и украшенный художественно испиленными иконами, писанными на золоченом фоне, в Византийском стиле. А над царскими вратами икона Успения Божьей Матери, древней живописи, в богатой ризе, - дар иерусалимского митрополита Мисаила, первому игумену обители Арсению. С левой стороны иконостаса помещается образ св. Николая, древняя святыня Святогорская, обретенная иноками в давние времена на столбе в одной из пещер. (Из записок Н.А. Томина. 1912г.).