Реклама

Особенности организации религиозного туризма в России

Право­славное паломничество от туризма сущест­венно отличается тем, что главным для па­ломников является поклонение православной святыне, а не только осмотр исторических досто­примечательностей в храме или в том или ином монастыре. Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игно­рируются коммерческими фирмами. Паломники принимают ос­мысленное участие в богослужениях, прича­щаются, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам. Соблюсти такие высокие требования к паломнической поездке коммерческие турфирмы не могут. Православное паломничество должно является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. РПЦ необходимо посто­янно проводить целенаправленную работу по дальнейшему возрождению и развитию палом­ничества, для чего целесообразно создавать у се­бя соответствующие паломнические структуры. Тогда как религиозный туризм, как разновидность светского туризма, ставит своей целью ознакомление с традициями и историей Право­славия, религиозными памятниками архитекту­ры, представляет собой составную часть позна­вательного туризма и не является паломничест­вом, так как не имеет прямого отношения к жизни Церкви.

Нужно сказать, что паломни­чество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жиз­ни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с од­ной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику органи­зации туризма.

Все шире рас­пространяется подход, соглас­но которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. Под это прокрустово ложе подгоняются и проявления религиозной жизни. Подобное утверждение справедливо и в отноше­нии темы паломничества. В законодательствах самых разных стран нет понятия паломниче­ства. Все перемещения, имеющие религиозную мотивацию, объявляются сферой интересов ту­ризма. А туризм в наше время все чаще рассмат­ривается через призму экономической точки зрения. Нет нужды говорить, что такой подход является разрушительным для паломничества. Очень часто приходится встречать­ся с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме па­ломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную вы­году.

Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломниче­ства, занимающихся этой деятельностью в ог­раде Церкви. Проявлением такого непонима­ния является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не име­ют никакого отношения к теме паломничества.

К их числу относятся такие выражения как: па­ломнический тур, экскурсия по монастырю, экскурсионная служба монастыря, гид. Конеч­но, можно приехать в монастырь для поклоне­ния его святыням, а можно приехать и на экс­курсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Хорошо, что люди интересуются храмами, мо­настырями. Но нужно понимать, что паломни­чество и туризм разные понятия, разные прояв­ления жизни. Паломничество - проявление ре­лигиозной жизни, экскурсия - проявление жиз­ни культурной. И понимая это различие, следу­ет называть вещи своими именами.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9