Особенности организации религиозного туризма в России
Православное паломничество от туризма существенно отличается тем, что главным для паломников является поклонение православной святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или в том или ином монастыре. Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игнорируются коммерческими фирмами. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, причащаются, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам. Соблюсти такие высокие требования к паломнической поездке коммерческие турфирмы не могут. Православное паломничество должно является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. РПЦ необходимо постоянно проводить целенаправленную работу по дальнейшему возрождению и развитию паломничества, для чего целесообразно создавать у себя соответствующие паломнические структуры. Тогда как религиозный туризм, как разновидность светского туризма, ставит своей целью ознакомление с традициями и историей Православия, религиозными памятниками архитектуры, представляет собой составную часть познавательного туризма и не является паломничеством, так как не имеет прямого отношения к жизни Церкви.
Нужно сказать, что паломничество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жизни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику организации туризма.
Все шире распространяется подход, согласно которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. Под это прокрустово ложе подгоняются и проявления религиозной жизни. Подобное утверждение справедливо и в отношении темы паломничества. В законодательствах самых разных стран нет понятия паломничества. Все перемещения, имеющие религиозную мотивацию, объявляются сферой интересов туризма. А туризм в наше время все чаще рассматривается через призму экономической точки зрения. Нет нужды говорить, что такой подход является разрушительным для паломничества. Очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме паломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную выгоду.
Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломничества, занимающихся этой деятельностью в ограде Церкви. Проявлением такого непонимания является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не имеют никакого отношения к теме паломничества.
К их числу относятся такие выражения как: паломнический тур, экскурсия по монастырю, экскурсионная служба монастыря, гид. Конечно, можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать и на экскурсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Хорошо, что люди интересуются храмами, монастырями. Но нужно понимать, что паломничество и туризм разные понятия, разные проявления жизни. Паломничество - проявление религиозной жизни, экскурсия - проявление жизни культурной. И понимая это различие, следует называть вещи своими именами.