Реклама

Культурное и природное наследие России как объкт религиозного туризма

В настоящее время Паломнический центр ведет работу по привлечению право­славных, проживающих за рубежом, для по­сещения российских святынь. В 2001 году стал выходить журнал "Православный палом­ник", что явилось возрождением дореволю­ционной традиции издания паломнических журналов. Открыт Интернет-сайт Паломни­ческого центра. Возрождено, хотя и не в пол­ной мере Императорское Православное Па­лестинское Общество, которое до револю­ции осуществляло организацию паломниче­ства во Святую Землю. Паломнический центр изучает историю русского православ­ного паломничества и совместно с Палестин­ским Обществом проводит научно-церков­ные конференции, семинары, круглые столы по истории и актуальным проблемам совре­менного паломничества. В ближайшее время в Паломническом центре предполагается от­крыть курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества для епархий, монасты­рей и храмов.

Помимо официальных церковных струк­тур паломничеством занимаются православ­ные общественные организации: Междуна­родный фонд единства православных наро­дов, Международная паломническая служба "Святыни Православия", православное обще­ство "Радонеж" и другие. В настоящее время существует 29 православных общественных и некоммерческих организаций, занимающих­ся паломничеством, в основном они располо­жены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

По имеющимся статистическим данным в 2004 году число паломников, выезжавших для поклонения православным святыням за гра­ницу, составило около 50 тысяч человек, с уче­том стран СНГ - более 200 тысяч. Около 2 мил­лионов человек совершили паломничество внутри страны. Поток паломников в Россию из-за рубежа резко сократился после трагичес­ких событий в США 11 сентября 2001 г. По оценкам специалистов их число не превыша­ет 15-20 тысяч человек в год.[16]

За семьсот лет на московской земле воздвигнуто более 60 обителей, но уцелели немногие. Монастырей, сохранившихся в комплексе со стенами и башнями, храмами и корпусами, службами и некрополями, и того меньше. В Свято-Данилов, Донской, Новодевичий, Рождественский, Высоко-Петровский, Сретенский, Симонов, Новоспасский, Крутицкий монастыри несколько столетий тянется вереница паломников.

В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[17]

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3.Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4.Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5.Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6.Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.

7.Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8.Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [18]

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жи­зни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает во­прос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от призна­ков классификации одни и те же объекты могут оказаться в раз­ных, даже противоположных группах. Однако различные класси­фикации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в со­здании и продвижении своего продукта. Можно предложить сле­дующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зре­ния транспортной доступности; 3) по составу несущих мона­шеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте историче­ской эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения па­ломников и их обязанностей перед монастырем.

1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благо­чинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе пас­порт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благослове­нию игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7