Культурное и природное наследие России как объкт религиозного туризма
В настоящее время Паломнический центр ведет работу по привлечению православных, проживающих за рубежом, для посещения российских святынь. В 2001 году стал выходить журнал "Православный паломник", что явилось возрождением дореволюционной традиции издания паломнических журналов. Открыт Интернет-сайт Паломнического центра. Возрождено, хотя и не в полной мере Императорское Православное Палестинское Общество, которое до революции осуществляло организацию паломничества во Святую Землю. Паломнический центр изучает историю русского православного паломничества и совместно с Палестинским Обществом проводит научно-церковные конференции, семинары, круглые столы по истории и актуальным проблемам современного паломничества. В ближайшее время в Паломническом центре предполагается открыть курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества для епархий, монастырей и храмов.
Помимо официальных церковных структур паломничеством занимаются православные общественные организации: Международный фонд единства православных народов, Международная паломническая служба "Святыни Православия", православное общество "Радонеж" и другие. В настоящее время существует 29 православных общественных и некоммерческих организаций, занимающихся паломничеством, в основном они расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.
По имеющимся статистическим данным в 2004 году число паломников, выезжавших для поклонения православным святыням за границу, составило около 50 тысяч человек, с учетом стран СНГ - более 200 тысяч. Около 2 миллионов человек совершили паломничество внутри страны. Поток паломников в Россию из-за рубежа резко сократился после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. По оценкам специалистов их число не превышает 15-20 тысяч человек в год.[16]
За семьсот лет на московской земле воздвигнуто более 60 обителей, но уцелели немногие. Монастырей, сохранившихся в комплексе со стенами и башнями, храмами и корпусами, службами и некрополями, и того меньше. В Свято-Данилов, Донской, Новодевичий, Рождественский, Высоко-Петровский, Сретенский, Симонов, Новоспасский, Крутицкий монастыри несколько столетий тянется вереница паломников.
В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[17]
В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.
1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.
2.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
3.Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.
4.Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
5.Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.
6.Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.
7.Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
8.Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [18]
Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.
Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем.
1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.