Реклама

Культурное и природное наследие России как объкт религиозного туризма

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.[19]

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам турист­ских фирм, планирующих и организующих поездки по монасты­рям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень вниматель­но разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого мона­стыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если это­го не делать, то могут возникать накладки. расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1)на территории России;

2)на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одес­ская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Го­мельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);

3)на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хра­мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Ита­лия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4)на двух территориях, играющих особую роль в жизни пра­вославных верующих, — Святой земле (Русская духовная мис­сия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной до­ступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.

2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республи­канских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество при­хожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломни­ческие поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в за­висимости от экскурсионной популярности и религиозного значе­ния храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудот­ворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко нахо­дится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных го­родов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств).

3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлека­ющие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монас­тырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами.

4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обыч­но малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онеж­ском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии муж­скими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высо­копетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относят­ся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покров­ский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский мо­настырь (Московская обл.) и многие другие.

Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпо­хи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монасты­рей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была воз­рождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре го­рода Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[20]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9