Маркетинговые исследования в туристическом бизнесе
Формулировка вопросов должна быть простой, недвусмысленной, не влияющей на ответ. Первые вопросы должны по возможности заинтересовать опрашиваемого. Трудные или личные вопросы лучше поставить в конец.
Кроме анкет используются различного рода механические устройства, например, специальный аппарат, с помощью которого можно определить кокой цвет воспринимается глазом лучше всего или аппарат, который фиксирует все включения и выключения телевизора и номера каналов.
Существуют также различные способы связи с аудиторией, а именно: интервью по телефону, анкеты, рассылаемые по почте, личные интервью, групповые интервью. Выбор способа связи с аудиторией зависит от целей, задач исследования. Все эти способы по-своему хороши.
Туристическая фирма «Краски мира» использует анкету для опроса потребителей (Приложение 1), состоящую из 9 пунктов и имеющую в своём составе вопросы закрытого и открытого типов. Это позволяет экономить время клиента и позволяет фирме проанализировать, какой контингент пользуется её услугами, какие туры пользуются спросом, насколько эффективна рекламная деятельность фирмы.
Итак, полученные данные позволят фирме более чётко определить категорию потенциальных и уже существующих клиентов, наиболее активно «общающихся» с фирмой; определить наиболее перспективные направления отдыха среди этих клиентов, а также на основе полученных результатов сделать выводы и представить рекомендации. Работники отдела маркетинга туристической фирмы, определив сегмент рынка для проведения исследования, способы исследования (опрос) и связи с аудиторией, разрабатывают вариант анкеты, позволяющей получить наиболее полную информацию по предмету исследования. В разработанном варианте анкеты опросная база состоит из двух вопросов сегментного определения и семи вопросов базисного порядка. Два вопроса сегментного порядка позволяют определить пол и возраст респондента, семь остальных (базисных вопросов) дают представление о предпочтениях опрашиваемых. На основе полученных ответов могут строиться выводы и даваться рекомендации по созданию нового или модификации уже существующего турпродукта.
Следующим этапом маркетингового исследования является извлечение из полученной информации наиболее важных данных и результатов. Эти полученные данные сводятся в таблицы и обрабатываются с помощью статистических методик.
Современные условия ведения бизнеса и требования к точности и высокой скорости обработки различных маркетинговых исследований в туризме, на основании которых можно было бы с полной уверенностью строить последующие заключения и давать рекомендации, требуют внедрения новых технологий и их повсеместного использования.
При создании сайта компании целесообразно предусмотреть создание специальной зоны выборочного доступа, защищённой паролями, - Internet. Данная зона может быть представлена Web – страницей с расположенными на ней ключевыми ссылками (ярлыками) на те или иные области базы данных, хранящиеся на сервере главного офиса. Здесь также могут поддерживаться области конференций – непосредственного общения работников туристической фирмы с целью решения возникающих проблем (своего рода совещательная область).
Web – страница создаётся на базе специализированного пакета Front-Page и записывается в html-формате. В процессе использования страница может модифицироваться – изменяться и дополняться новыми параметрами, необходимость в которых была выявлена в процессе функционирования последней. Исследуемая туристическая фирма избрала генеральную совокупность в размере 2915,7 тыс. чел. Она представлена населением Донецкой области в трудоспособном возрасте. Приблизительный социальный состав генеральной совокупности приведен в таблице 1 (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Состав исследуемой генеральной совокупности.
Объект |
Frequency |
Percent |
Valid percent | |
Valid |
Студенты |
262 413 |
9,0 |
9,0 |
Предприниматели |
641 454 |
22,0 |
22,0 | |
Служащие |
2 011 833 |
69,0 |
69,0 | |
Total |
2 915 700 |
100,0 |
100,0 |