Характеристика национального туристского продукта в Узбекистане
Для оценки воздействия международного туризма на экономику Узбекистана, кроме основных показателей, таких как, число прибытий и поступления в страну от международного туризма, необходимо рассмотреть более подробно такие экономические показатели, как доля туризма в ВВП, занятость населения, объем инвестиций в отрасль.
Валовой выпуск в сфере туристической деятельности в 2002 году составил 6873,1 млн. сумов, а валовая добавленная стоимость составила 3203,2 млн. сумов. Таким образом, доля сферы туристической деятельности в ВВП составила 4,3%, что на 0,1% больше, чем в рекордном 2001 году. Эта цифра незначительна, однако за последние пять лет, наблюдается рост данного показателя. (Диаграмма 9)
Диаграмма 9
Среднегодовая численность рабочих занятых напрямую в сфере туризма составляет 6872 человека, включая занятых в гостиничном хозяйстве, специализированных средствах размещения и непосредственно в отрасли туризма.
Исходя из того, что среднегодовая численность занятых в экономике составляет 1,8 млн. человек, доля занятых в сфере туризма составляет 0,37%. Данная цифра говорит о недостаточности человеческих ресурсов в туристской отрасли. Так, средняя величина этого показателя по всему миру составляет 2,8%, в Испании - 9%, в Австрии - 7%, во Франции и Греции - 6%, в США – 5%.[10]
Привлечение иностранных инвестиций и туристов стало важной стратегией развития туризма Узбекистана. Это полностью оправдано тем фактом, что ежегодно количество отдыхающих иностранных туристов увеличивается на 15 - 30 %.
По данным НК «Узбектуризм» в 2003 году всего в сферу туризма привлечено инвестиций на сумму 14.7 миллионов долларов США.
Прямые иностранные инвестиции поступают как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ. Согласно данным Национального статистического комитета Узбекистана в 2002 году из стран СНГ поступило 1,9 миллионов долларов США в виде прямых иностранных инвестиций, а из стран вне СНГ – 10,8 миллионов долларов США, что в совокупности составило 12,7 миллионов долларов США.
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана представлена в таблице 14.
Таблица 14 Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана. | |||||
Год |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Объем инвестиций, тыс. долл. |
1,204,700 |
14,338,000 |
9,375,300 |
14,145,800 |
14,795,859 |
Источник: Данные НК «Узбектуризм» |
На основе данной таблицы построена наглядная диаграмма (Диаграмма 10).
Диаграмма 10
На диаграмме наблюдается тенденция увеличения поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана, несмотря на спад в 2001 году.
Для того, чтобы выявить проблемные аспекты развития международного туризма в Узбекистане, необходимо дать характеристику национального туристического продукта на данный момент.
В Узбекистане национальный туристический продукт имеет следующие позитивные черты: