Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана для развития туристической отрасли
Для развития туризма в республике были приняты Государственная программа развития туризма до 2010 года (принята в 2000 году), а для эффективного функционирования отрасли - Закон о туризме (принят в 1999 году). Во II части Программы показаны причины, препятствующие развитию туризма в нашей республике. До настоящего времени не устранена хотя бы одна причина и не ослаблено негативное влияние какой-либо из них. Напрашиваются два вывода - либо оба эти документа нереальны и их невозможно выполнить, либо те органы, которые призваны устранять недостатки и решать задачи по развитию туризма, не могут их устранить. Возможно, и то и другое. Если говорить о Законе «О туризме», то он носит декларативный характер. Этот Закон очень трудно применить на практике. Отрасль не может нормально развиваться, если нет реального плана, если не осуществляется действенный контроль за выполнением принятых документов. Сегодня нам нужны реальная программа, реальная Концепция, работающий Закон. В группу по подготовке таких документов нужно обязательно включить наиболее опытных практиков туристской отрасли.
Региональное сотрудничество в Центральной Азии. Известно, что наиболее продаваемыми турами в Центральную Азию, являются круизы с посещением нескольких Центрально-Азиатских государств за одну поездку. Это связано с тем, что Узбекистан и Туркменистан, имея богатейшие культурные достопримечательности, не могут добавить к ним эквивалентную по значимости природу. Это можно сделать только в Кыргызстане и Казахстане. Туроператоры этих стран уже давно нашли общий язык и работают между собой в тесном контакте. В то же время переходы границ, транзитные переезды, поездки транспорта и много других вопросов, связанных с проведением туров, не только не упрощаются, но становятся с каждым годом сложнее и сложнее. Это не способствует развитию туризма в регионе. В быстрейшем развитии туризма региона заинтересованы все страны Центральной Азии, но для этого необходима согласованная политика всех государств нашего региона, в которую необходимо включить и создание единого туристского пространства, и общую рекламную стратегию, и много других вопросов, от согласованности действий в которых зависит развитие туризма. Для проведения согласованной политики в области туризма необходим Межгосударственный Совет по туризму Центрально-Азиатского региона, куда вошли бы помимо государственных органов, курирующих туризм, и ведущие производители турпродукта из каждой страны.
Отмеченные выше проблемы не решаются несколько последних лет. В попытках решить накопившиеся проблемы Госагентство по туризму уже неоднократно проводило "круглые столы" с участием заинтересованных ведомств, но на всех этих "столах" присутствовали третьи лица, которые не только не влияли на принятие решений, а иногда и совершенно не ориентировались в обстановке. Решить накопившиеся проблемы и дать толчок развитию туризма можно только при непосредственном участии в решении накопившихся проблем и контроле со стороны первых лиц государства.
С учетом анализа потенциала туристических ресурсов Кыргызстана в целом и по отдельным туристическим регионам наиболее приемлемыми являются следующие виды туризма: