Реклама

Исторический обзор развития международного туризма

До этого момента вопрос о том, кто путешественник, а кто турист, остро не стоял, но внутренний конф­ликт между этими категориями существовал издавна. Обозначить и разрешить эту проблему помогла эпоха многомиллионного массового туризма. Понятия туризма и туриста появились как нельзя кстати. Толчок к развитию массово­го туризма дал научно-технический прогресс. В начале XIX века был создан первый паро­воз, а уже в 1830 году вошла в строй первая в мире железная дорога, которая изменила временные рамки совершения путешествий. Железные дороги строились невиданными темпами во всех странах. В 1833 году в России был построен первый паровоз Черепанова. К 1842 году объем перевозок по железным дорогам Англии достиг 23 млн. пассажиров. В США к 1850 году было построено 15 тыс. километров железных дорог[2]. Благодаря двум рево­люциям на транспорте (пароходы, железные дороги), «по кругу» пошли десятки тысяч членов нового властного сословия, буржуазии.

Следующий шлюз открыло прогрессивное социальное законодательство. Становление роли профсоюзов способствовало коренному изменению отношений работодателей и работников, а именно — введению в цивилизованных странах оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для многих сотен тысяч трудящихся и служащих. Туризм превратился в мощную индустрию. Во многом этому способствовала активная и весьма прогрессивная деятельность подвижника туризма Томаса Кука.

Томас Кук, сегодня признанный основоположником совре­менного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников. Он в 1843 году организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек. Успех в экскур­сионном деле перерос в успешный туристский бизнес. Именно Кук добился существенных групповых скидок на перевозку и другие туристские услуги. С 1856 года путешествия по Европе стали регуляр­ными и вошли в моду, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов в других странах.

Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным ката­логом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение своим туристам.

Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 году уже стали более 1 млн. англичан и американцев. Именно Кук поставил на индустриальную (и монопольную) основу туры в Египет и круизы по Нилу, построил два отеля со спортивными площадками в Луксоре и в Асуане.

Он превратил захолустный Египет в популярную туристскую дестинацию, научил местное население английскому языку и туристским услугам и дал тысячам новых специалистов высокооплачиваемую работу и обеспечил мощные вливания капитала в казну государства[3].

Туристское агентство Томаса Кука Thomas Cook & Son было активным организатором поездок в Италию. Далее Кук первым подготовил и осуществил кругосветное туристское путешествие и предложил его всем желающим и поставил тур-кругосветку на индустриальную основу.

Компания «Томас Кук» существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки travellers cheque для путешественников. Это по существу изобретение века — безопасные деньги[4].

Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000-ми туристскими агентствами во всех странах мира и обслуживает более 20 млн. туристов. С Россией у «Томаса Кука» отношения сложные. К сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсивной туристкой деятельности на территории России не осуществляют и до наших дней[5].

Туризм – массовое явление и феномен XX века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX в. люди, в большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, ставший катализатором развития туризма. Длительный период катаклизмов двух мировых войн и передела мира затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны значительная часть человечества живет спокойно. Люди, в большинстве своем, обустроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) опре­деленные средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха[6].

Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы, способствующие его развитию.

Перейти на страницу: 1 2 3