Исторический обзор развития международного туризма
До этого момента вопрос о том, кто путешественник, а кто турист, остро не стоял, но внутренний конфликт между этими категориями существовал издавна. Обозначить и разрешить эту проблему помогла эпоха многомиллионного массового туризма. Понятия туризма и туриста появились как нельзя кстати. Толчок к развитию массового туризма дал научно-технический прогресс. В начале XIX века был создан первый паровоз, а уже в 1830 году вошла в строй первая в мире железная дорога, которая изменила временные рамки совершения путешествий. Железные дороги строились невиданными темпами во всех странах. В 1833 году в России был построен первый паровоз Черепанова. К 1842 году объем перевозок по железным дорогам Англии достиг 23 млн. пассажиров. В США к 1850 году было построено 15 тыс. километров железных дорог[2]. Благодаря двум революциям на транспорте (пароходы, железные дороги), «по кругу» пошли десятки тысяч членов нового властного сословия, буржуазии.
Следующий шлюз открыло прогрессивное социальное законодательство. Становление роли профсоюзов способствовало коренному изменению отношений работодателей и работников, а именно — введению в цивилизованных странах оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для многих сотен тысяч трудящихся и служащих. Туризм превратился в мощную индустрию. Во многом этому способствовала активная и весьма прогрессивная деятельность подвижника туризма Томаса Кука.
Томас Кук, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников. Он в 1843 году организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек. Успех в экскурсионном деле перерос в успешный туристский бизнес. Именно Кук добился существенных групповых скидок на перевозку и другие туристские услуги. С 1856 года путешествия по Европе стали регулярными и вошли в моду, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов в других странах.
Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение своим туристам.
Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 году уже стали более 1 млн. англичан и американцев. Именно Кук поставил на индустриальную (и монопольную) основу туры в Египет и круизы по Нилу, построил два отеля со спортивными площадками в Луксоре и в Асуане.
Он превратил захолустный Египет в популярную туристскую дестинацию, научил местное население английскому языку и туристским услугам и дал тысячам новых специалистов высокооплачиваемую работу и обеспечил мощные вливания капитала в казну государства[3].
Туристское агентство Томаса Кука Thomas Cook & Son было активным организатором поездок в Италию. Далее Кук первым подготовил и осуществил кругосветное туристское путешествие и предложил его всем желающим и поставил тур-кругосветку на индустриальную основу.
Компания «Томас Кук» существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки travellers cheque для путешественников. Это по существу изобретение века — безопасные деньги[4].
Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000-ми туристскими агентствами во всех странах мира и обслуживает более 20 млн. туристов. С Россией у «Томаса Кука» отношения сложные. К сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсивной туристкой деятельности на территории России не осуществляют и до наших дней[5].
Туризм – массовое явление и феномен XX века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX в. люди, в большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, ставший катализатором развития туризма. Длительный период катаклизмов двух мировых войн и передела мира затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны значительная часть человечества живет спокойно. Люди, в большинстве своем, обустроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) определенные средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха[6].
Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы, способствующие его развитию.