Особенности инфраструктуры международного туризма России
Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.
До 1991 года в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма.
Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.
По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных туристов, прибывших в 2001 году на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн. человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн. человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн. человек, авиационном транспорте - 2,7 млн. человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком - 933,7 тыс. человек[38].
В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки. В 1970 году СССР стал равноправным членом ICAO в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.
В начале 90-х годах создана Федеральная авиационная служба России (ФАС). Цель организации: регулирование гражданских авиаперевозок в России, контроль за перевозками и выдача лицензий.
В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 года издал «Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума». В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества: Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар», Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева, АО «Пермские моторы», «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», Научно-производственный центр «Универсал» и Промстройбанк России.
Воздушные трассы России связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов. Общая протяженность воздушных линий России -1,5 млн. км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Соглашения о воздушных сообщениях заключены со 130 странами. По данным ФАС (на 01.01.99 год), в России зарегистрировано 300 авиакомпаний, 8 перевозчиков федерального значения, 77 регионального значения и еще 93 местные авиакомпании; остальные авиаперевозчики специализируются на деловой, коммерческой и бизнес-авиации.