Особенности инфраструктуры международного туризма России
В 1990 года доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996 году сократилась до 27 %. Доля перевозок в 2001 году составила 15,4 %. Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции: 1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий; 2) вспомогательный транспорт.
В настоящее время только в Москве работает более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-Спутник», «Автотур-транс» и т. д. Популярными маршрутами являются: Москва - Минск - Варшава - Берлин Париж - Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва; Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России – это города «Золотого кольца России».
Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.
Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 % общего объема транспортных путешествий. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 2001 году было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.
Несмотря на то, что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 2001 году из 4,1 млн. выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.
Сегодня на российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», «Голден-тур», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года[40].
На сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагаемыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда.
Около 80 % всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.
Плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.