Невский проспект - лицо города
Но пассаж привлекал не только магазинами — здесь имелись также бильярдные, «анатомический музеум», «механический театр», «кабинет восковых фигур», разнообразные панорамы и диорамы, кондитерские и рестораны. В бельэтаже той части здания, которая была обращена к Большой Итальянской, находился концертный зал, в котором выступал цыганский хор и устраивались музыкальные вечера. Пассаж на Невском быстро приобрел популярность у петербургской публики.
В конце 1850-х годов, когда резко возрос интерес к материалистическим теориям, в концертном зале пассажа устраивались публичные лекции на естественнонаучные темы, а также лекции, посвященные новейшим достижениям науки и техники.
Большим событием культурной жизни Петербурга были вечера в пассаже, организованные Литературным фондом — так сокращенно называли «Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым», созданное в 1859 году. Первый такой вечер состоялся в пассаже 10 января
1860 года. С чтением своих произведений выступили И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, В. Г. Бенедиктов и другие. Вечер вызвал огромный интерес петербуржцев, зал был полон. Известнейшие русские литераторы впервые воочию предстали перед публикой.
В 1899—1900 годах пассаж перестраивался по проекту архитектора С. Козлова. Здание выросло на один этаж и стало четырехэтажным. Огромные стеклянные витрины в первом и втором этажах придали ему новый облик. Частично изменилась и внутренняя планировка, но концертный зал был сохранен.
В 1904 году театр «Пассаж» сняла В. Ф. Комиссаржевская. Великая русская драматическая актриса пользовалась огромной популярностью в широких демократических кругах. Особенно любила ее молодежь.
В созданный Комиссаржевской Драматической театр пришли работать Е. П. Корчагина-Александровская, другие выдающиеся актеры, режиссеры Н. А. Попов, Н. Н. Арбатов. Новый коллектив начал свою жизнь 15 сентября 1904 года трагедией «Уриэлъ Акоста» немецкого драматурга Карла Гуцкова. 10 ноября того же года здесь состоялась премьера пьесы М. Горького «Дачники». В здании пассажа Драматический театр Комиссаржевской давал спектакли в течение двух сезонов, а в 1906 году переехал на Офицерскую улицу (ныне улица Декабристов).
В наши дни в пассаже размещается Петербургский государственный драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской (вход в него с Большой Итальянской улицы). Театр родился в героическое и трудное для нашего города время, и, хоть получил название — Ленинградский государственный театр, ленинградцы 'тогда называли его иначе: «Блокадный театр». Этот единственный работавший в осажденном фашистами городе драматический театр был открыт 18 октября 1942 года пьесой К. Симонова «Русские люди».
Следующий за пассажем дом на Невском — угловой. Проспект пересекает Садовая улица, которая начинается от Марсова поля и тянется на запад — через Сенную площадь и кварталы доходных домов, через окраинный район старого Петербурга Коломну, заканчиваясь недалеко от устья Невы. В этой части города вы побываете в течение третьего дня пребывания в Петербурге.
На углу Невского и Садовой, наискось от пассажа,— здание со скругленным углом — Российская национальная библиотека. Здесь стоит на короткое время отклониться от прямого маршрута и. повернув направо, пройти по Садовой улице квартал, чтобы увидеть одно из старейших зданий Петербурга. Напротив Гостиного двора, в глубине сада, отделенного от улицы чугунной оградой со старинным барочным рисунком, вы увидите главный корпус дворца М. И. Воронцова, российского вице-канцлера середины XVIII века. Дворец построен в 1749—1757 годах по проекту Ф.-Б. Растрелли. В 1810 году здесь разместился Пажеский корпус. Среди его воспитанников — будущие декабристы П. И. Пестель, В. П. Ивашев, П. Н. Свистунов. Здесь учился известный поэт пушкинской эпохи Е. А. Баратынский, позднее — ученый и революционер П. А. Кропоткин. Сейчас в этом здании находится Петербургское суворовское военное училище.
Теперь можно опять вернуться на Невский проспект и продолжить путь. Облицованное гранитом здание на углу Невского и Малой Садовой выделяется среди соседних домов оригинальным обликом — скульптурой, огромными витражами, обилием металлических художественных деталей. Здание построил в 1902—1903 годах для Торгового дома братьев Елисеевых архитектор Г. В. Барановский. Он был автором многих сооружений в стиле модерн. Среди них здание Географического общества в Демидовом переулке, буддийский храм на Приморском проспекте.