Реклама

Невский проспект - лицо города

В «Отечественных записках» печатались И. С. Тургенев, И.

А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский и другие литераторы. Все они бывали в этом доме.

В 1946 году, к 125-летию со дня рождения Н. А. Не­красова, в его квартире на Литейном проспекте был открыт мемориальный музей.

Окна квартиры Некрасова обращены на Литейный про­спект, на двухэтажное здание на высоком цоколе, с порталом и кариатидами, поддерживающими балкон (дом № 39). У парадного подъезда этого дома не раз происходили сцены, одну из которых запечатлел Некрасов в стихотворении «Раз­мышления у парадного подъезда». Здесь размещался Де­партамент уделов, ведавший государственными землями, крестьянскими податями, повинностями и т. п. Дом построен в 1846—1848 годах по проекту Г. А. Боссе, в 1857-м пе­рестроен архитектором А. И. Резановым.

На Литейном еще несколько примечательных домов, имеющих «литературные биографии». В доме № 33 осенью 1917 года вместе с женой — 3. Н. Райх поселился С. А. Всенни. Они прожили здесь несколько месяцев. Пятнадцать лет — с 1922 по-1937 год — в этом доме прожил К. А. Федин. На углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (быв­шей Пантелеймоновской) стоит огромный доходный дом (№ 24/27), сооруженный в 1874—1875 годах по проекту архитекторов А. К. Серебрякова и П. И. Шестова. По традиции его называют по фамилии владельца домом Му-рузи. Характерные для архитектуры периода эклектики эркеры и балконы, использование орнаментов в духе мав­ританского зодчества делают облик дома запоминающимся.

Здесь осенью 1889 года поселились Д. С. Мережковский и его жена 3. Н. Гиппиус — поэтесса, прозаик, литератур­ный критик. Они прожили в доме Мурузи до 1913 года. У Мережковских регулярно собирались крупнейшие предста­вители русской интеллигенции того времени — писате­ли, поэты, философы, политики, художники. Здесь бы­вали Н. Бердяев, А. Белый, В. Розанов, А. Керенский, Б. Савинков, В. Брюсов, Вячеслав Иванов, А. Блок. С. Дягилев, В. Серов, А. Бенуа и многие другие. Салон Мережковских был наиболее значительным интеллектуальным и художествен­ным центром Петербурга «серебряного века».

Его участников объединяли напряженные духовные по­иски. осознание приоритета духовных ценностей и необхо­димости духовного обновления человека перед лицом на­двигающихся катастрофических общественных перемен.

После Октябрьской революции жизнь разметала посе­тителей салона Мережковских в разные стороны. По-раз­ному сложились их судьбы. Эмигрировали Мережковский, Гиппиус, Вячеслав Иванов и другие. В 1922 году вместе с большой группой ученых и философов, не принявших ре­волюцию, был выслан за границу Бердяев, трагичной была судьба / гавшихся на родине.

От перекрестка Литейного проспекта и улицы Пестеля открывается вид на пятиглавый Спасо-Преображенский всей гвардии собор, посвященный победе России в русско-турец­кой войне 1828—1829 годов. Он сооружен В. П. Стасовым на месте сгоревшего храма. Здание построено в классическом стиле, производит впечатление величия и торжественности. Западный фасад отмечен портиком. Своеобразным памят­ником воинской славы России является и уникальная «пу­шечная» ограда Спасо-Преображенского собора. Она смон­тирована из стволов трофейных турецких пушек. Орудийные

стволы установлены дулами вниз как символ того, что из них

уже никогда не вырвется огонь войны.

В противоположной стороне, зрительно замыкая перс­пективу улицы Пестеля, вырисовывается силуэт Пантелеймоновской церкви.

Когда-то Литейный проспект, пересекая Невский, про­должался до Владимирской площади. В начале XIX века та его часть, которая начиналась от Невского, получила на­звание Владимирского проспекта. Его протяженность не­многим более 500 метров.

На Владимирском проспекте, застроенном доходными домами конца XIX века, выделяется своим архитектурным обликом двухэтажное здание с белыми колоннами и пиля­страми, с лепными масками на фасаде (дом № 12). Оно постросно в 1820-х годах архитектором А. А, Михайловым. В то время это был богатый хилой дом. Позднее здесь находился Купеческий клуб. После революции в этом здании работали различные театральные коллективы. В настоящее время здесь размещается Санкт-Петербургский государст­венный академический Открытый театр, труппу которого возглавляет И.П. Владимиров.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19 20 21