Невский проспект - лицо города
В «Отечественных записках» печатались И. С. Тургенев, И.
А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский и другие литераторы. Все они бывали в этом доме.
В 1946 году, к 125-летию со дня рождения Н. А. Некрасова, в его квартире на Литейном проспекте был открыт мемориальный музей.
Окна квартиры Некрасова обращены на Литейный проспект, на двухэтажное здание на высоком цоколе, с порталом и кариатидами, поддерживающими балкон (дом № 39). У парадного подъезда этого дома не раз происходили сцены, одну из которых запечатлел Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Здесь размещался Департамент уделов, ведавший государственными землями, крестьянскими податями, повинностями и т. п. Дом построен в 1846—1848 годах по проекту Г. А. Боссе, в 1857-м перестроен архитектором А. И. Резановым.
На Литейном еще несколько примечательных домов, имеющих «литературные биографии». В доме № 33 осенью 1917 года вместе с женой — 3. Н. Райх поселился С. А. Всенни. Они прожили здесь несколько месяцев. Пятнадцать лет — с 1922 по-1937 год — в этом доме прожил К. А. Федин. На углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (бывшей Пантелеймоновской) стоит огромный доходный дом (№ 24/27), сооруженный в 1874—1875 годах по проекту архитекторов А. К. Серебрякова и П. И. Шестова. По традиции его называют по фамилии владельца домом Му-рузи. Характерные для архитектуры периода эклектики эркеры и балконы, использование орнаментов в духе мавританского зодчества делают облик дома запоминающимся.
Здесь осенью 1889 года поселились Д. С. Мережковский и его жена 3. Н. Гиппиус — поэтесса, прозаик, литературный критик. Они прожили в доме Мурузи до 1913 года. У Мережковских регулярно собирались крупнейшие представители русской интеллигенции того времени — писатели, поэты, философы, политики, художники. Здесь бывали Н. Бердяев, А. Белый, В. Розанов, А. Керенский, Б. Савинков, В. Брюсов, Вячеслав Иванов, А. Блок. С. Дягилев, В. Серов, А. Бенуа и многие другие. Салон Мережковских был наиболее значительным интеллектуальным и художественным центром Петербурга «серебряного века».
Его участников объединяли напряженные духовные поиски. осознание приоритета духовных ценностей и необходимости духовного обновления человека перед лицом надвигающихся катастрофических общественных перемен.
После Октябрьской революции жизнь разметала посетителей салона Мережковских в разные стороны. По-разному сложились их судьбы. Эмигрировали Мережковский, Гиппиус, Вячеслав Иванов и другие. В 1922 году вместе с большой группой ученых и философов, не принявших революцию, был выслан за границу Бердяев, трагичной была судьба / гавшихся на родине.
От перекрестка Литейного проспекта и улицы Пестеля открывается вид на пятиглавый Спасо-Преображенский всей гвардии собор, посвященный победе России в русско-турецкой войне 1828—1829 годов. Он сооружен В. П. Стасовым на месте сгоревшего храма. Здание построено в классическом стиле, производит впечатление величия и торжественности. Западный фасад отмечен портиком. Своеобразным памятником воинской славы России является и уникальная «пушечная» ограда Спасо-Преображенского собора. Она смонтирована из стволов трофейных турецких пушек. Орудийные
стволы установлены дулами вниз как символ того, что из них
уже никогда не вырвется огонь войны.
В противоположной стороне, зрительно замыкая перспективу улицы Пестеля, вырисовывается силуэт Пантелеймоновской церкви.
Когда-то Литейный проспект, пересекая Невский, продолжался до Владимирской площади. В начале XIX века та его часть, которая начиналась от Невского, получила название Владимирского проспекта. Его протяженность немногим более 500 метров.
На Владимирском проспекте, застроенном доходными домами конца XIX века, выделяется своим архитектурным обликом двухэтажное здание с белыми колоннами и пилястрами, с лепными масками на фасаде (дом № 12). Оно постросно в 1820-х годах архитектором А. А, Михайловым. В то время это был богатый хилой дом. Позднее здесь находился Купеческий клуб. После революции в этом здании работали различные театральные коллективы. В настоящее время здесь размещается Санкт-Петербургский государственный академический Открытый театр, труппу которого возглавляет И.П. Владимиров.