Рынок туризма в Украине
В настоящее время туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей. Не случайно его называют феноменом XX века.
Туристская деятельность стала важнейшим источником валютных поступлений. Например, в Испании на нее приходится 35% экспорта, свыше 50 % - на Кипре и более 70 % - на Гаити.
Достаточно большая и плотно населенная территория Украины в плане туризма развита пока слабо. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные.
Таблица 5.2 - Показатели развития отрасли туризма в некоторых странах Европы в 1993г.
Страны |
Количество туристов на 1 кв. км |
Количество туристов на 1000 жителей |
Средний годовой доход, в млн. долларов США |
Болгария |
35 |
427 |
307 |
Словакия |
13 |
123 |
390 |
Венгрия |
245 |
2214 |
1181 |
Чехия |
146 |
1117 |
1558 |
Польша |
53 |
450 |
4500 |
Украина |
3 |
37 |
157 |
Таблица 6.2 - Характеристика туристских баз в Украине в 1990-1995 г.
Показатели |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Количество т/баз, единиц |
176 |
147 |
128 |
116 |
110 |
110 |
Вместимость, тыс. мест |
99 |
72 |
56 |
45 |
40 |
37 |
Наиболее представительной и влиятельной организацией в сфере туризма является сейчас Всемирная туристская организация (ВТО), основанная в 1975году. К действительным ее членам относятся болeе 110 государств. Украина не состоит в ВТО за неимением средств на вступительный и членский взносы.
27 сентября в соответствии со временем принятия устава ВТО отмечается Всемирный день туризма. Одним из лозунгов последних лет в этот день был: "Связь, информация и образование - движущие факторы развития туризма". Первые два фактора можно объединить в одну группу "Информационное обеспечение". Среди проблем информационного обеспечения целесообразно выделить следующие:
- расширение и сегментирование рекламы;
- доведение информации до потребителей с помощью современных технических средств; - предоставление максимально сжатой и в то же время содержащей основные факты информации в интересной, желательно неординарной форме.
Рассмотрим первое из указанных положений более подробно. Важным направлением рекламной деятельности является расширение числа рекламируемых объектов. В настоящее время достопримечательности того или иного региона известны далеко не всем местным жителям. Например, по социологическим опросам, в заповедниках Крыма побывало только 5-8% крымчан.
Ко второму направлению можно отнести ориентацию рекламы на определенный круг потребителей (дифференцированная реклама). В связи с современным экономическим спадом сегментирование потребительского рынка приобретает особое значение. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода снижается доля расходов на товары первой необходимости, поэтому потребители могут потратить больше средств на отдых. Рекламирование туристских услуг должно иметь целевую ориентацию. Например, студентам предлагается недорогие лагеря отдыха на территории Украины, бизнесменам - комфортабельный отдых за границей.