Рынок туризма в Украине
обычно определяют методом экспертных оценок. При этом следует учесть, что, начиная с определенной величины дохода, рост спроса на услуги туризма резко увеличивается. Это происходит при насыщении первичных потребностей - пища, одежда, жилье и т.д.(см. выше закон Энгеля). Не случайно, доля расходов на туризм жителей западноевропейских стран и США значительно больше, чем в СНГ.
учитывает резкое изменение состояния здоровья потенциальных рекреантов. Причем улучшение или ухудшение состояния еще не говорит об уменьшении или увеличении туристского потока. Например, ввод в действие промышленных предприятий, ухудшающих экологическую обстановку, обычно ведет к росту числа туристов, а аварии типа Чернобыльской - к предпочтению туристских санаторно-курортным учреждениям. Причем, если первое из названных обстоятельств возможно учесть заранее, то второе является форс-мажорным. Поэтому определение коэффициента сопряжено со многими сложностями.
Показатель применяется, если рассматривается изменение состава населения потенциальных рекреантов за длительный период, причем возрастная структура претерпела существенные изменения. Последнее могло быть связано с миграцией (отъезда значительной части трудоспособного населения в регионы, имеющие потенциал рабочих мест и обеспечивающие оплаченный труд или приезда большого числа молодых людей, следствием чего является увеличение рождаемости).
учитывает возможную выгоду от посещения туристского региона с целью покупки. Он связан с разницей в цене товаров, продающихся в месте постоянного жительства рекреанта и туристского региона, или отсутствием необходимого товара на родине туриста. Для его расчета возможно определение соотношения планируемых индексов цен в туристском регионе и месте постоянного жительства.
, (4.2) где - индекс цен в туристском регионе - tourism;
- индекс цен в месте постоянного жительства (house, at home).
- довольно редко используемый коэффициент, его применение целесообразно при планировании изменения состава туристского региона по национальному признаку, причем если нации так или иначе (язык, обычаи и др.) связаны с местом постоянного жительства рекреанта.
- как и предыдущий коэффициент используется редко, он связан с улучшением или ухудшением политической ситуации в туристском регионе, стихийными бедствиями и т.д Поскольку указанные события прогнозировать трудно, коэффициент определяется методом экспертных оценок.
учитывает открытие в туристском регионе новых рекреационных объектов, моду на посещение данного региона и др.
Указанные коэффициенты можно объединить в три группы, учитывающие изменения:
1) в регионе потенциальных рекреантов (1-6);
2) между регионом постоянного жительства и посещаемым (7-8);
3) внутри туристского региона (9-10).
Последний из перечисленных выше факторов развития туризма - образование можно рассматривать в двух аспектах:
1. Образование как фактор расширения туристского спроса. Действительно, повышение образовательного уровня ведет к увеличению потребностей в познании окружающего мира, удовлетворению которых способствует туризм.
2. Повышение уровня образования работников сферы туризма. В настоящее время туристскими фирмами в Украине руководят две категории работников:
- имеющие высшее образование, часто не связанное не только с отраслью туризма, но и с непроизводственной сферой вообще;
- практики, долгое время работающие с туристами, но не имеющие диплома ВУЗа.
В настоящее время соответствующая специальность открывается во многих ВУЗах Украины. Однако читаемые студентам курсы, их программы и очередность еще не полностью разработаны.
Cледует предусмотреть подготовку и переподготовку для перечисленных выше категорий лиц: - для первой - приобретение навыков и специальных знаний в области туризма. Указанные лица изучают полный или выборочный курс следующих дисциплин: "Технология рекреационной отрасли", "Экономика рекреационного комплекса", "Планирование деятельности рекреационных предприятий", "Психология туриста", и также гуманитарные и математические предметы в зависимости от базового образования;