Рынок туризма в Украине
- для второй - задачей является систематизация имеющихся специальных и приобретение общетеоретических знаний. В связи с последним курс обучения для данной категории должен быть значительно расширен по сравнению с предыдущим.
Особой проблемой является отбор кадров при приеме на работу в туристскую фирму. Здесь возможно анкетирование или тестирование (только очное), но обязательно в сочетании с интервьюированием. Брать интервью или присутствовать при этом должен психолог. Целесообразно проведение беседы с участием руководителя предприятия, дизайнера. Вместо психолога (в зависимости от функциональной направленности работы) может участвовать врач (психиатр или невропатолог).
При подборе кадров важнейшим принципом является сочетание кадров:
- "своих", вписавшихся в коллектив, особенно в неформальную структуру, и "чужих", вносящих свежую струю в деятельность предприятия;
- старых, являющихся устойчивыми, имеющими опыт работы в отрасли и конкретно на данном предприятии, и молодых, получивших образование, активных, не боящихся новшеств.
Важной задачей является правильный выбор формы оплаты труда работника. В связи с немногочисленностью персонала в туристском предприятии заработную плату можно представить в виде двух составляющих:
- оплата по результатам деятельности всего предприятия (большая часть закладывается в себестоимость, остальная - оплачивается из прибыли);
- оплата в зависимости от личного участия работника формируется под влиянием относительно стабильных (стаж работы в отрасли и на данном предприятии, образование, должность) и динамичных (выработка, внесение рационализаторских предложений, изобретение и т.д.) показателей.
Следует указать на повышение роли туризма в условиях перехода к рыночной экономике. Такой переход сопровождается научно-техническим прогрессом и прогрессом благосостояния человека (ПБЧ). Если следствием первого являются положительные изменения в технике, технологии, организации производства и труда, то второй рассматривается в аспектах улучшения здоровья, питания, бытовых услуг, образования и культуры. Таким образом результатом ПБЧ является повышение как материального, так и духовного уровня. Первый является условием развития туризма, потребности в нем возникают после удовлетворения насущных жизненных потребностей, что замечательно отражено в пирамиде Маслоу. А одним из факторов формирования второго является туризм.
Отметим более или менее важную роль туризма во всей иерархии человеческих потребностей. В самой малой мере здесь происходит удовлетворение потребностей в одежде и обуви (покупка в посещаемом регионе по цене ниже, чем в месте постоянного жительства), т.е. физиологических. Главное место принадлежит социальным потребностям. Нельзя забывать и о самореализации, например, турист, привыкший к роли исполнителя, оказывается успешным лидером или, по собственному мнению, слабо знающий иностранный язык, легко вступает в разговор с жителями другой страны.
Следует указать на значительный эффект, который получают как потребители, так и производители услуг, при расширении туристской сферы. В регионе, где оказываются услуги туризма, увеличивается товарооборот (продовольственные товары, промышленные товары первой необходимости, а в основном - сувениры), строятся и реконструируются объекты инфраструктуры (транспорт, связь и др.), общественного питания. Регион приобретает известность, становится более значимым. Его экономическое положение улучшается за счет продажи путевок (прямой экономический эффект) и сопутствующих товаров (косвенный экономический эффект), поступления от чего отражаются в местном бюджете в виде налогов.
Параллельно улучшается здоровье экс-туристов, что отражается на их работе: увеличивается производительность труда, снижаются целодневные потери и потери времени внутри рабочего дня. Это приводит к повышению рейтинга работника, способствующему более высокой должности и оплате.
В соответствии с рисунком (см. ниже) экономическую эффективность туристской сферы можно рассматривать в двух аспектах: производства и потребления. Как известно эффективность определяется соотношением результата и затрат. В первом случае результат включает три составляющих. Его расчет, как и расчет затрат, не требует особого математического аппарата. Сложнее обстоит дело с потреблением туристских услуг. Здесь необходимо выделить долю факторного влияния отдыха в виде туризма в повышении выработки, а соответственно и в результирующих показателях хозяйственной деятельности. Указанное влияние определяется методом экспертных оценок на основе материалов статистических наблюдений.