Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан
Складывающаяся ситуация в регионе, обуславливает, что в перспективе важной задачей становится структурная перестройка экономики центрально-азиатских государств в целях обеспечения большей эффективности развития производства и оптимизации внешнеэкономических связей. При этом свое место на мировых рынках центрально-азиатским государствам еще нужно найти. Относительно легче было переориентировать на мировые рынки экспорт энергоносителей и сырьевых ресурсов, значительно труднее осуществить выход на них с продукцией перерабатывающих отраслей, поскольку товары, производимые ими, как правило, мало конкурентоспособны за пределами СНГ.
Одним из основных преимуществ экономико-географического положения государств Центральной Азии возможность достичь полного самообеспечения региона энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспортный потенциал этих стран. Центральная Азия обладает сырьевым потенциалом, значительно превышающим сырьевые ресурсы других государств, и его сбалансированное, эффективное использование может и должно стать основой экономического взлета, вхождения центрально-азиатских государств в число новых индустриальных государств Азии. Но пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.
Диверсификация промышленности и устранение глубоких структурных диспропорций, связанных с повышенной долей отраслей сырьевой направленности, являются важнейшей задачей практически для всех госу-дарств региона. Реализация такого сотрудничества может быть осуществлена путем организации транснациональных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп, создания совместных предприятий или через взаимное участие в капиталах (владение акций) предприятий, связанных единой технологической цепочкой.
Существовавшая на момент обретения суверенитета транспортная система Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств, современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.
Для использования преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.
Развитие транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик.