Реклама

Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Складывающаяся ситуация в регионе, обуславливает, что в перспективе важной зада­чей становится структурная пере­стройка экономики центрально-азиатских госу­дарств в целях обеспечения большей эффективности разви­тия производства и оптимизации внешнеэкономических связей. При этом свое место на ми­ровых рынках центрально-азиатским государствам еще нужно найти. Относительно легче было переориентировать на мировые рынки экспорт энергоносителей и сырьевых ресурсов, значитель­но труднее осуществить выход на них с продукцией перераба­тывающих отраслей, поскольку товары, производимые ими, как правило, мало конкурентоспо­собны за пределами СНГ.

Одним из основных преиму­ществ экономико-географического положения государств Центральной Азии возможность дос­тичь полного самообеспечения региона энергетическими и ми­нерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспорт­ный потенциал этих стран. Централь­ная Азия обладает сырьевым потенциалом, значительно превышающим сырьевые ресурсы других государств, и его сбалан­сированное, эффективное ис­пользование может и должно стать основой экономического взлета, вхождения центрально-азиатских государств в число новых индустриальных госу­дарств Азии. Но пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.

Диверсификация промыш­ленности и устранение глубоких структурных диспропорций, свя­занных с повышенной долей от­раслей сырьевой направленно­сти, являются важнейшей зада­чей практически для всех госу-дарств региона. Реализация такого сотрудни­чества может быть осуществлена путем организации транснацио­нальных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп, создания совместных предприя­тий или через взаимное участие в капиталах (владение акций) пред­приятий, связанных единой тех­нологической цепочкой.

Существовавшая на момент обретения суверенитета транс­портная система Центральной Азии не отвечала новым геопо­литическим и экономическим интересам независимых госу­дарств, современным требова­ниям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутстви­ем международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и ав­томобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

Для использования преиму­ществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуще­ствить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эф­фективными при условии совместного участия всех заинтересо­ванных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточ­ной Азии в Россию и Европу че­рез территорию Центральной Азии позволит не только опти­мизировать мировую транспорт­ную систему, создать новый ис­точник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импуль­сом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.

Развитие транспорта пред­полагает совместное освоение технологий строительства и ре­конструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудова­ния, подвижного состава, созда­ние современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик.

Перейти на страницу: 1 2 3 4