История развития международного туризма
Послереволюционный период Принято делить на 3 этапа: первый – 1920-1936 гг.; второй – 1936-1969; третий – 1970-1980 гг.
К этому времени в национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных направления:
а) туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам;
б) самодеятельный туризм.
Развитие советского туризма (начало 30–начало 90 гг.) К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).
Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.
По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации.
С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.
Таблица 1. Статистика въезда иностранных граждан в СССР и поездок советских граждан за рубеж (Госкоминтурист)
Год |
Въезд иностранцев в СССР (тыс.) |
Выезд советских граждан за рубеж (тыс.) |
1956 |
486 |
561 |
1965 |
1263 |
1153 |
1975 |
3690 |
2450 |
1985 |
4339 |
2790 |
1988 |
6007 |
4243 |
1989 |
7752 |
8008 |
1990 |
7204 |
9086 |
Административно-нормативный период (1970-1990 гг.) Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.