Калуга в шести веках
Мы с вами находимся перед бывшей городской усадьбой, ныне это Краеведческий музей, это здание является гордостью нашего города. Перед нами главный, парадный фасад. Этот двухэтажный особняк с антресолями производит впечатление подлинно дворцового сооружения. Незначительно выступающий резолит, перекрытый фронтоном, подчеркивает среднюю часть главного фасада. Великолепно выполненные горельефы, изображают три сцены из древнегреческого эпоса «Спор богинь», «Суд Париса» и «Жертвоприношение», заполняют ниши над центральными окнами второго этажа. Ворота по обе стороны дома напоминают триумфальные арки: в овальных нишах - фигуры «Славы». Чрезвычайно эффектны оба крыльца с зонтами на кованых кронштейнах и громоздкими фонарями, установленными по обе стороны входов. Помимо самой усадьбы огромный интерес вызывает парадный дворик, как в архитектурном, так и в эстетическом плане. Сейчас мы пройдем туда, и я подробнее расскажу о нем. Обратите внимание на рельеф местности, его особенность такова, что он уходит под уклон к Березуевскому оврагу, о котором вы слышали ранее. Заметьте, что сама усадьба вынесена вперед, а позади нее расположен дворик. Это архитектурное решение было новым, ведь раньше дома строились в глубине двора, а парадный дворик выносили вперед, тут строили и флигели, и пилоны, и ограду. Посмотрите на усадьбу и заметьте, что, если смотреть со стороны дороги, то можно увидеть только два этажа, а здесь вы можете видеть три. Третий этаж не жилой, там низкие потолки. Справа и слева от вас были два флигеля, один из них не жилой, а второй был предназначен для каретного сарая. После того, как эта усадьба перешла в руки госпожи Кологривовой, то жилой флигель стал сдаваться в наем, а каретный сарай был переоборудован в жилое помещение, тоже арендуемое гражданами. Обязательной частью классицизма является двойная коллонада Дорического ордера, за ними когда-то до самой Оки тянулся регулярный парк, но он не сохранился, его территория сейчас полностью застроена. Обратите внимание, что, дворик выложен булыжником, а камень был привезен после разбора Ромодановской дороги. В настоящее время как я уже говорила, здесь располагается Государственный Краеведческий музей, в том числе на втором этаже есть помещение, посвященное деятельности наших первых архитекторов П. Р. Никитина и И. Д. Ясныгина. Никитин создал регулярный план застройки Калуги, который был утвержден Екатериной II. По этому плану в 1777 году начинается строительство Каменного моста, а чтобы мой рассказ был интереснее, я предлагаю вам подойти к мосту поближе.
Прославленный калужский Каменный мост - уникальное произведение инженерного и архитектурного искусства конца XVIII века. Подобно римскому виадуку Каменный мост перебросил свои мощные арки через Березуевский овраг. Уже более 200 лет мост служит той цели, для которой был построен, связь центра города с окрестностями. Изначально он не был рассчитан на транспортные нагрузки, которые легли на него в наши дни. С конца строительства Каменного моста в 1780 году, он только трижды капитально ремонтировался. В 1910 году была сделана железобетонная настилка. Как вы можете видеть, мост имеет необычную конструкцию: он построен в два этажа на арках. Всего арок 15, три из которых в центре выведены в два этажа. Протяженность моста 122 метра, ширина 8 метров, сложен он из большемерного кирпича на известковом растворе. С моста открывается вид на Присутственные места, виднеется Троицкий собор, это и есть историческое ядро города, и вот туда мы и направляемся.
Ну вот, мы и прошлись по Каменному мосту, который, безусловно, является украшением нашего города. А я хочу обратить ваше внимание на обелиск справа, который напоминает нам о западной границе Калужской крепости, пока не был построен Каменный мост, позже эта местность, откуда мы приехали уже была официально включена в состав города. Подобных обелисков должно быть два, но в итоге установлен лишь один. После завершения строительства моста, П. Р. Никитин преступает к возведению ансамбля Присутственных мест. Этот ансамбль представляет огромную букву «П», которую мы не можем полностью увидеть из-за разросшихся деревьев. Три корпуса данного ансамбля довольно точно повторяют очертания Калужской крепости. Слева центральный северный корпус Губернского правления, здесь была официальная резиденция самого генерал-губернатора, позади справа вдоль оврага, протянулся западный корпус, в котором располагались палаты гражданская, торговая, судебная чиновники ходили в присутствие, отсюда и название, а параллельно ему впереди справа восточный корпус, в котором с конца XVIII века располагалась Калужская духовная семинария, просуществовавшая до 1917 года, а 10 лет назад она снова возрождена. Строительство Присутственных мест продолжалось 7 лет с 1780 по 1787 годы, и завершил строительство Ясныгин, так как Никитин скончался в 1784 году, не успев осуществить свои многие замыслы. Первое самостоятельное сооружение архитектора Ясныгина - это здание Троицкого Кафедрального собора и предлагаю вам пройти к нему и поближе посмотреть на собор, он находится в центре парка, и во все времена привлекал внимание людей. Уже в деревянной, средневековой Калуге высился деревянный собор во имя Животворящей Святой Троицы. Очень много раз он горел, и опять восстанавливался. В плане собор представляет собой равноконечный крест с полукруглой апсидой с восточной стороны и перекрыт ротондой с полусферическим куполом, диаметр которого 17 метров. Для своего времени это было смелое сооружение, так как купол опирается только лишь на стены церкви. Работы по сооружению собора длились с 1786 года по 1819, когда он и был освящен. Закрытый в 1924 году собор, советская власть решила использовать в культурно-просветительских целях, в начале 50-х годов горисполком постановил устроить в соборе спортзал, затем решили оборудовать здание под концертный зал. Только в 1992 году собор был возвращен епархии, а летом 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил его. Ну, а теперь я прошу вернуться в наш автобус и продолжить нашу экскурсию.