Реклама

Особенности организации религиозного туризма в России

Религиозный туризм является составной частью современной туристской инду­стрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туропера­тором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель­но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.[9] Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож­но выделить следующие четыре сектора.

1. «Размещение». Это совокупность средств размеще­ния — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприя­тия питания на транспорте и т.д.

3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

- культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположе­ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра­вославном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей оп­ределенной религиозной конфессии, в котором проводятся куль­товые и иные мероприятия, собирающие большое число палом­ников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные уч­реждения и (или) административные органы религиозных орга­низаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учиты­вая воззрения всех религий,

невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и ре­лигиозным центрам, пользуются услугами предприятий обществен­ного питания. Это могут быть:

1.Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2.Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православно­го поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже зна­ем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсион­ную поездки, используют различные средства транс­порта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) желез­нодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (реч­ной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной час­ти маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной сторо­ны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных

гор, пеще­ры) труднодоступны для большинства или всех средств транс­порта.

Необходимо отметить, что понятие туристская инфраструктура перекликается с поня­тием «туристская индустрия». Инфраструктуру религиозного ту­ризма можно понимать как систему объектов и организаций об­служивания паломников и экскурсантов (религиозные объекты; пе­ревозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура вклю­чает коммуникации, средства связи, системы поставки и очист­ки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.

Туристская инфраструктура России развита хуже, чем в стра­нах Запада. Густота автодорожной сети в России меньше, чем на Западе. Многие монастыри и храмы находятся в настолько уда­ленных районах, что до них невозможно добраться автомобиль­ным и железнодорожным транспортом. Это сдерживает развитие паломнического и экскурсионного туризма по этим местам.[10]

Гостиничное хозяйство. По числу гостиничных мест Россия уступает такой стране, как США, в 22 раза, причем по численно­сти населения Соединенные Штаты больше России лишь в 1,8 — 1,9 раза. По уровню сервиса и качеству обслуживания западным стандартам соответствуют лишь отдельные гостиницы, находящие­ся в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Уровень большин­ства остальных гостиниц существенно ниже. Следует отметить, что в дешевых паломнических турах паломники размещаются при хра­мах и монастырях, т. е. не в гостиницах или в недорогих гостиницах.[11]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6