Особенности организации религиозного туризма в России
Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.
Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.[9] Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.
1. «Размещение». Это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.
2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.
3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.
4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:
- культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;
- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;
- небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.
Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий,
невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.
Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:
1.Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.
2.Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже знаем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.
Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсионную поездки, используют различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных
гор, пещеры) труднодоступны для большинства или всех средств транспорта.
Необходимо отметить, что понятие туристская инфраструктура перекликается с понятием «туристская индустрия». Инфраструктуру религиозного туризма можно понимать как систему объектов и организаций обслуживания паломников и экскурсантов (религиозные объекты; перевозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура включает коммуникации, средства связи, системы поставки и очистки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.
Туристская инфраструктура России развита хуже, чем в странах Запада. Густота автодорожной сети в России меньше, чем на Западе. Многие монастыри и храмы находятся в настолько удаленных районах, что до них невозможно добраться автомобильным и железнодорожным транспортом. Это сдерживает развитие паломнического и экскурсионного туризма по этим местам.[10]
Гостиничное хозяйство. По числу гостиничных мест Россия уступает такой стране, как США, в 22 раза, причем по численности населения Соединенные Штаты больше России лишь в 1,8 — 1,9 раза. По уровню сервиса и качеству обслуживания западным стандартам соответствуют лишь отдельные гостиницы, находящиеся в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Уровень большинства остальных гостиниц существенно ниже. Следует отметить, что в дешевых паломнических турах паломники размещаются при храмах и монастырях, т. е. не в гостиницах или в недорогих гостиницах.[11]