Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг
Транспортные услуги – один из основных видов обслуживания в туризме. Затраты на транспорт составляют большую часть от стоимости туристского пакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Для перевозки пассажиров в распоряжении туристских организаций имеются различные виды транспорта.
Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994г.). Эта классификация состоит из двух уровней – категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (Приложение Т).
Авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния, сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов, авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым, мотивируя их к совместной работе, а, следовательно, популярность авиаперевозок растет.
Полет, выполняемый в воздушном пространстве другого государства, считается международным полётом. Международные полёты подразделяются на виды: регулярные, дополнительные, эпизодические: чартерные и специальные.
Регулирование международных авиаперевозок осуществляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA).
Турфирмы участвуют в деятельности IATA через её специальное отделение – Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network – IATAN). Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным требованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуществления расчетов с авиакомпаниями. IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями – членами IATA.
Если у турфирмы оформлено специальное агентское соглашение с авиакомпанией о продаже билетов или турфирма реализует билеты через глобальные компьютерные системы резервирования (например, AMADEUS, SABRE и др.), то сотрудники турфирмы могут самостоятельно оформлять для своих туристов авиабилеты, запросив свободные места на рейс в системе. В этом случае система резервирования, через которую работает турфирма, обеспечивает её специальным оборудованием[24].
Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Существует три класса обслуживания: экономический, бизнес и первый.
Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов: договор на квоту мест и агентское соглашение с авиакомпанией. Квота может быть жесткой или мягкой, от этого зависят специальные льготы и скидки. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причин нереализации. Все финансовые потери несет она же. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа турфирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации турпутевок.
Агентское соглашение с авиакомпанией – это деятельность турфирмы по реализации авиабилетов, когда турфирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продажам, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов.
Стоимость авиабилета зависит в первую очередь от тарифа, который к нему применен. Различают нормальные и специальные тарифы. Для всех классов существует нормальные тарифы, от которых идет отсчет разного рода скидок. Специальные тарифы не сказываются на качестве сервиса. Все специальные тарифы можно разделить на две категории: рекламные и специальные. Рекламные скидки предоставляются конкретной авиакомпанией на основе своих внутренних правил. Например, авиакомпания SAS разработала программу «Евробонус» для пассажиров, летающих евроклассом. Специальные скидки регулируются международными тарифными правилами и действуют во всех авиакомпаниях без исключения. Существуют такие тарифы, как: детский тариф, семейный тариф, экскурсионный тариф, молодежный тариф, тариф для групп школьников, супружеский тариф итд.