Реклама

Этапы подготовки экскурсии

• экспозиции государственных и народных музеев, кар­тинных галерей, постоянных и временных выставок;

• памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, до­роги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

• памятники искусства — произведения изобразитель­ного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садо­во-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

• по содержанию — одно-плановые (произведение живо­писи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

• по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основ­ными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

• по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экс­курсии стоит задача — отобрать из множества объектов са­мые интересные и по внешнему виду, и по той информа­ции, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную осно­ву восприятия экскурсионного материала и глубокое рас­крытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана опреде­ленная методика оценки экскурсионных объектов. Приме­нение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с не­сколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

· Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художе­ственные достоинства памятника, возможность их исполь­зования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

· Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Остан­кинская телевизионная башня и др.).

· Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду осо­бенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим собы­тием, которое произошло в данном здании, на месте уста­новки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе). Экзотичность может быть природного характера.

· Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой — зданиями, сооружениями, природой. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

· Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и ос­мотр объекта невозможны из-за плохой видимости или се­зонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количе­ством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее дли­тельность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжитель­ность городской экскурсии составляет 2—4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15— 20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной груп­пы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятни­ков и монументов. Следует избегать однообразия построе­ния зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсан­тов будут неполными, если в маршрут наряду с памятника­ми и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7