Реклама

Этапы подготовки экскурсии

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки использу­ются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современ­ное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, про­мышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемори­альной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где опи­сан памятник и события, связанные с ним, архивные дан­ные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и терри­тории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность со­ставителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспро­изводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологиче­ские объекты могут быть включены и другие сведения. На­пример, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, сте­нописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоя­нии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории

данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более актив­ным.

СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий рас­крытию темы. Он строится в зависимости от наиболее пра­вильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полно­му раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены со­ставителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематиче­ский и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, свя­занные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Литературное Подмос­ковье» и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изло­жения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюда­ется, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута — сложная многоступенчатая проце­дура, требующая достаточно высокой квалификации и являю­щаяся одним из основных элементов технологии создания но­вой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, мо­гут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анали­зу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществ­ляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

— показ объектов следует проводить в определенной ло­гической последовательности, не допуская ненужных по­вторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7