Ответы к государственному экзамену для специализации: «Экономика в СКС и туризме»
4.
Содержание и особенности оформления договорной документации между юридическими лицами – участниками туристской деятельности (туроператор – турагент; туроператор - поставщик услуг).
Организация, или гражданин предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, относятся к туроператорам.
Организация, осуществляющая на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации турпродукта, относятся к турагентам.
Отличие между ними состоит в том, что туроператоры еще и формируют турпродукт.
Туроператор «собирает» из различных услуг – оформление визы, перелет, трансфер, гостиница, страховка, экскурсии и т.д. – некий продукт, или турпакет, продвигает его на рынок и реализует непосредственно турагентам или клиентам. В рекомендациях ЕС «Положения к закону, регулирующему контактную организацию путешествий и посреднический контакт путешествия» конкретизировано ,что турагент – это розничное предприятие, а туроператор – оптовое.
К основным функция туроператора относятся:
1. изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы;
2. составление перспективных программ обслуживания туров;
3. взаимодействие с поставщиками услуг;
4. расчет стоимости тура и определение цены;
5. реализация туров;
6. методическое обеспечение туров;
7. обеспечение туристов всем необходимым инвентарем и специальным снаряжением, сувенирной продукцией;
8. подготовка, подбор и назначение специалистов на маршруты путешествий (экскурсоводы, инструкторы, гиды-переводчики и т.д.);
9. рекламно – информационная работа по продвижению туристского продукта к потребителям;
10. контроль за качеством, надежностью и безопасностью туристского обслуживания.
Туроператорские предприятия чаще всего организуют связь с потребителями их продукта через турагентов. Последние на договорной основе получают права от туроператоров на реализацию сформированного турпродукта.
Набор функций турагента зависит от соглашения с туроператорским предприятием. В некоторых случаях большинство функций туроператора может выполняться агентским предприятием.
Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом в общем случае имеет вид:
- публичная оферта туроператора;
- заключение договора между туроператом и турагентом;
- рассылка туроператором предложений в виде прайс-листов и рекламных материалов;
- заявка турагента о бронировании туристского продукта;
- подтверждение заявки туроператором и выставление счета;
- оплата счета турагентом и передача туроператору заграничных документов и иных необходимых документов туриста (в случае оформления въездных виз в страну путешествия).
Важно оговорить важнейшие моменты в контакте (зарубежный партнер):
- Каким законодательством будут пользоваться стороны при наличии проблем (какой страны). Выход: обе стороны пользуются нормативными документами Всемирной туристской организации.
- Система оплат – лучше, если у туроператора есть счета/субсчета вне его страны (несколько), а лучше если есть субсчет в России.
Российский партнер:
Необходимо уточнить, является ли оператор членом IATO (Международная ассоциация перевозчиков, т.к. имеет полное право менять условия перелета (авиакомпании имеют право менять дату и время вылета)).
Определение надежности партнера и кач-ва его работы:
- Произвести поверхностный анализ – оценка и перечень операторов.
- Посетить офисы операторов.
- Посетить выставки.
- Обратиться в Российскую торгово-промышленную палату с просьбой предоставить список операторов по определенному направлению и в определенной стране. Услуга платная. Список неполный, включены только те фирмы, которые :
- имеют лицензию;
- не привлекались к судебной ответственности по профессиональной деятельности.
Предоставляются данные о балансе, юридические реквизиты ,регистрация, месторасположение офиса.
5. выбрав туроператора ,выезжайте в страну. Проверка оператора на месте. Ехать лучше инкогнито, через другую фирму, не предупреждая о цели оператора.
Как определить бизнес-лукавства:
1. посетить офис, выяснить, какие машины к нему подъезжают и т.д.
2. определить, давно ли офис существует;
3. в загран. странах лицензию на тур. деятельность получает специалист, а не предприятие. Персональные лицензии и сертификаты о дополнительном образовании висят над рабочем столом менеджера;