Ответы к государственному экзамену для специализации: «Экономика в СКС и туризме»
3. Объяснение – освещаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, факта.
4. Справка - дается сжатое, краткое изложение материала об объекте.
5. Цитирование – в экс-ю вводятся точные отрывки из произведений классиков, документов, мемуарных воспоминаний.
17.
Влияние сезонности на организацию туристской деятельности.
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подтверждено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт. Производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет. Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского потока; раскрыть факторы, обуславливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов. Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками:
§ Период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном;
§ Туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;
§ Развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, т.е. значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения;
§ Сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.
Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:
- природно-климатических – количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
- экономических – структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
- социальных – наличие свободного времени;
- демографических – дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
- психологических – традиции, мода, подражание;
- материально-технических – развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
- технологических – комплексный подход в предоставлении качественных услуг.
Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным – все остальные. Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров. С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей. Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как источник дополнительного дохода.
Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:
§ Значительный удельный вес неполной занятости;
§ Сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
§ Низкий удельный вес квалифицированного персонала;
§ Ограниченные возможности профессионального роста;
§ Значительный удельный вес женского труда.
В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.
Например, Франция ,Италия, Швейцария и Австрия ,обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномерность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его удлинения. Это является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма. Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, «консервация» или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышает уровень использования основных фондов других отраслей – транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию природных ресурсов. Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.